Международный научно-популярный телевизионный канал Discovery (Discovery Channel) представил результаты своего исследования «Discovery Species: Современный мужчина от А до Я», охватившее современных мужчин в возрасте 18-39 лет и проведенное в 21 стране. С помощью количественных и качественных измерений оно помогло выяснить, что важно для современных мужчин, что их интересует и беспокоит, какова их жизненная позиция и что влияет на их поведение и принятие решений. Ниже представлен краткий обзор этого исследования; более подробно ознакомиться с его результатами можно, скачав презентацию Discovery Species 2010 (файл PDF), а также на сайте проекта — discoveryspecies.com.

Новая волна исследования Discovery Species продолжила глубинное изучение мужской аудитории в Европе и в России, охватив 15000 респондентов (из них 1000 россиян). В России исследование проводилось на протяжении 2009 года с помощью онлайн-методик и личных интервью. Кроме того, в России эксперты дополнили качественную часть исследования с помощью изучения блогов молодых мужчин, и расширили количественную часть с помощью онлайн-панели зрителей Discovery Channel, которая охватывает более 8000 россиян. Выборка респондентов включала в себя в большей степени образованную и обеспеченную часть аудитории из разных регионов страны.

Выборка по регионам была сделана в следующем соотношении:
Поволжский регион — 25%
Москва — 20%
Северо-Западный регион — 14%
Сибирский регион — 10%
Центральный регион — 10%
Уральский регион — 10%
Южный регион — 9%
Дальневосточный регион — 2%

Четыре основных типа современных молодых мужчин

На базе интервью с социологами, маркетологами и другими экспертами, а также качественными и количественными исследованиями в ряде стран мира было выделено 18 установок, которые играют ключевую роль в жизни современных молодых мужчин. Проведенное всестороннее количественное исследование установило значимость каждой из жизненных установок для мужчин разных стран. На основе полученных результатов было выявлено четыре основных типа современных молодых мужчин:
Современный и на шаг впереди — 53% мужчин.
Обремененный обязательствами — 14% мужчин.
Эгоцентрик — 14% мужчин.
Ноль обязательств — 19% мужчин.

1. Современный и на шаг впереди:
Мужчины, ориентированные на семью; придерживаются более современных взглядов на гендерные роли и отцовство; проще приспосабливаются к общественному давлению.
Вероятна полная занятость, менее вероятна учеба в ВУЗе.
Состоит в отношениях, вероятно, имеет детей.
Любимые телевизионные жанры: наукаитехнологии, кинокомедииикомедийные шоу, новости итекущие события, автомобили, дикая природа.
Предпочитает телевидение и Интернет, в меньшей степени интересны радио и газеты, минимально интересно — игры и DVD.

2. Обремененный обязательствами:
Мужчины, ориентированные на семью, придерживаются более традиционных взглядов на гендерные роли и отцовство; стремятся к карьерному росту; испытывают общественное давление; беспокоятся о материальном обеспечении и здоровье членов своей семьи.
Вероятнее всего полная занятость.
Состоит в отношениях, вероятно, имеет детей.
Любимые телевизионные жанры: ток-шоу, музыка, криминалистика, драматические сериалы, реалити-шоу, новости и текущие события.
Предпочитает газеты, игры и DVD, в меньшей степени интересно телевидение и радио, минимально интересно — Интернет.

3. Эгоцентрик:
Типичные холостяки, приоритет которых — карьера и друзья; как правило, придерживаются современных взглядов на отношения; жаждут информации; имеют широкий круг интересов и хобби.
Вероятность полной занятости — ниже средней.
Скорее всего, не имеет детей.
Любимые телевизионные жанры: наука и технологии, стиль жизни, история, новости и текущие события, документалистика, дикая природа.
Предпочитает телевидение и Интернет, в меньшей степени интересны игры, газеты и DVD, минимально интересно — радио.

4. Ноль обязательств:
Молодые мужчины, которые живут сегодняшним днем и избегают любых обязательств; стремятся жить весело; тщательно следят за своей внешностью (но не обязательно всегда поддерживают хорошую физическую форму).
Вероятнее всего полная занятость.
Не состоит в серьезных отношениях.
Любимые телевизионные жанры: реалити-шоу, викторины и телеигры, спорт.
Предпочитает DVD и газеты, в меньшей степени интересно телевидение, Интернет и игры, минимально интересно — радио.

Чем российские мужчины отличаются от европейских мужчин?

Комментирует Кристиан Курц, директор по исследованиям на развивающихся рынках Discovery Networks EMEA: В России увеличение категории мужчин «современный и на шаг впереди» заметно выше, чем в среднем по Европе. Российские мужчины сегодня демонстрируют уверенность в себе и идут в ногу со временем: они испытывают внешнее давление, но находят способ с ним справиться, они оставляют преодоленные трудности в прошлом и смело смотрят в будущее; они придают большее, чем когда бы то ни было, значение своему непосредственному окружению — семье, друзьям, быту. И при этом они как никогда открыты для восприятия современных идей и освоения новых технологий. Русские мужчины вообще очень гибкие, открыты миру, готовы принимать все новое. Исследование показало, что они позитивны, с оптимизмом смотрят в будущее и не оглядываются в прошлое. Российское общество пережило столько изменений за короткий срок, что от мужчин потребовалось умение быстро адаптироваться. И они среагировали так: о’кей, я не могу сейчас заниматься интересной для меня работой, значит, буду зарабатывать деньги, а потом, может быть, вернусь к тому, что мне интересно. Если сегодня не реализуюсь в работе, буду заниматься семьей. Если сравнивать российских мужчин и представителей сильного пола из других стран Европы, можно сказать, что у них стало еще больше общего, чем прежде. Например, на сегодняшний день 40% российских мужчин считают, что отцы в первую очередь должны поддерживать своих детей морально и эмоционально, и только во вторую очередь — материально. Эта цифра выросла (в 2008 году такое мнение высказывали 31% молодых россиян) и приблизилась к средним данным по остальным странам Европы (52%).

Современных стало больше

По сравнению с 2008 годом (когда проходила первая волна исследования), в России значительно увеличилось количество мужчин, которые относятся к типу «Современный и на шаг впереди». Таких людей отличает современный взгляд на гендерные роли и отцовство, они ориентированы на семью и легко приспосабливаются к переменам в обществе. Если в 2008 году таких мужчин в России было лишь 36%, то в 2009 — уже 53%. Хотя эта тенденция, по данным исследователей, наблюдается практически по всей Европе, в том числе в Польше, Италии, Нидерландах и Дании, в России этот показатель один из самых высоких среди европейских стран. В то же время, в ходе исследования обнаружилось, что число мужчин, относящихся к типу «Эгоцентрик», в России уменьшилось (14% в настоящее время против 26% в 2008 году). Это типичные холостяки, приоритет которых — карьера и друзья; как правило, они придерживаются современных взглядов на отношения; жаждут информации; обычно имеют широкий круг интересов и хобби.

Семья на первом месте

По данным исследования, 52% российских мужчин в возрасте 25-39 лет готовят для себя и своих родных как минимум раз в неделю, 82% моют посуду, 81% регулярно играют со своими детьми, а 64% читают им перед сном. Молодые россияне уделяют особое внимание дому: 80% респондентов согласились с утверждением «Иметь свой дом или квартиру является для меня жизненным приоритетом». В то же время в Европе это важно всего лишь для 69% респондентов. 85% россиян против 70% европейцев считают своей обязанностью материально обеспечивать семью. 81% российских молодых отцов играют со своими детьми хотя бы раз в неделю, а 63% учат их новому. В целом, мужчины в России пересмотрели свое отношение к работе и теперь сфокусировались на тех сферах жизни, которые в большей степени поддаются их контролю: это семья, личные взаимоотношения и быт.

Работа — это прессинг, но зарабатывать — важнее

Работа — это «двойной прессинг» для молодых российских мужчин, указывают исследователи. Причина «двойного прессинга» на работе: с одной стороны, потребность зарабатывать, с другой — стремление к самовыражению и удовлетворению. Одна из главных тенденций заключается в том, что в пост-кризисный период большее значение придается заработку, то есть на данный момент многим российским мужчинам гораздо важнее зарабатывать, нежели получать удовлетворение от работы. В 2008 году 84% респондентов в России заявляли, что для них важны интересная работа или интересная профессия, теперь же это число сократилось до 55%. Похожая тенденция наблюдается и в остальных странах Европы, хотя 69% европейцев все еще полагают, что удовлетворение от работы не менее важно, чем заработок. Как показало исследование, стремление к материальному достатку для российских мужчин приоритетнее, чем для жителей других стран. В целом, давление и требования со всех сторон (работа, семейная и общественная жизнь) усиливаются и в результате найти баланс все труднее. Молодые российские мужчины не позволяют прессингу взять вверх и достойно с ним справляются.

Отцовство

Как и прежде, главная забота отцов — заработок, поэтому 85% молодых мужчин согласны с утверждением «Самое важное для меня — материально обеспечивать мою семью». Этот результат сопоставим с данными 2008 года, и, как и прежде, выше среднего показателя по Европе (70%). Однако, сегодня молодые мужчины обращают все большее внимание на другие аспекты отцовства — в частности, взаимоотношения с детьми. Многие молодые отцы из России вместе с женами ухаживают за детьми и наслаждаются общением со своими детьми («Мой идеальный вечер — это вечер в кругу моей семьи, когда можно просто поиграть с детьми»). Удовольствие от общения с детьми помогает мужчинам, в частности, оставаться «спокойными и довольными собой».

Внешний вид

Результаты исследования говорят о том, что уход за внешностью для российских мужчин — один из способов справиться с давлением окружающего мира. Так, 67% респондентов полагают, что уход за собой помогает им выглядеть привлекательно в глазах супруги или подруги, 60% считают, что благодаря этому они чувствуют себя увереннее на работе, 56% следят за своим имиджем, чтобы создать правильное впечатление о себе, а 53% — чувствуют себя успешнее. В 2008 году лишь 30% российских мужчин чувствовали себя комфортно, когда на них обращали внимание, а сегодня почти 50% думают, что уход за внешностью придает им уверенности в себе — как в личных отношениях, так и в работе. Эти мужчины используют самые разные средства по уходу за внешностью. Любопытно, что молодые мужчины в России интересуются своей внешностью заметно больше, чем европейцы. «Мужчина в зеркале» — один из ключевых трендов для молодых российских мужчин, и можно прогнозировать его дальнейшее развитие в будущем, указывают авторы исследования.

Чего-нибудь вкусненького?

Еще одна тенденция, характерная для мужчин типа «Современный и на шаг впереди» — современный подход к поиску равенства в отношениях. Это проявляется, когда речь идет об отдыхе с друзьями или в увлечении кулинарией. Интересно, что страсть к кулинарии не так уже необычна и эта тенденция все больше распространяется в России. Так, среди молодых мужчин 25-39 лет:
52% готовят на всю семью как минимум раз в неделю (12% — каждый день);
10% занимаются выпечкой как минимум раз в неделю;
34% обмениваются рецептами с друзьями;
у 58% есть «фирменное блюдо» (от пирожков до пиццы, от борща до суши).

Цифровые технологии и гаджеты

Российские мужчины по-прежнему придают большое значение цифровым технологиям. При этом, в России технологии играют большую роль в их жизни, чем где-либо еще в Европе. Так, 79% респондентов считают, что Интернет открыл для них неисчерпаемые возможности, что значительно выше среднеевропейского показателя (71%), а 84% молодых россиян (больше, чем в среднем по Европе — 66%) согласны с утверждением «Мне нравятся технические устройства — они позволяют мне жить в полную силу». Кроме того, наблюдается резкий рост популярности интернет-шоппинга среди молодых российских мужчин.

Источник: gtmarket.ru

загрузка...