Логотип компании AppleПоявление принципиально нового орудия для повышения эффективности интеллектуального труда электронно-вычислительной машины было отмечено мировой прессой во второй половине сороковых годов. С тех пор парк «станков второй промышленной революции» (так позднее начали называть ЭВМ) увеличивался год от года все быстрее и на рубеже 80-х годов перевалил за миллион. Но еще лет десять назад, когда общее число таких машин уже измерялось сотнями тысяч, для значительной части населения промышленно развитых стран они оставались совершенно экзотическими, загадочной природы и сомнительного назначения дорогостоящими сооружениями, с которыми могла уверенно обращаться лишь относительно небольшая, надежно изолированная от всех остальных «нормальных людей» психологическим барьером каста жрецов-посредников, называющих себя профессиональными программистами.

Отношения широких слоев населения к системам автоматизации на базе ЭВМ приобрели качественно иной характер только в начале 80-х годов, когда на мировом промышленном рынке появились десятки миллионов персональных компьютеров.

ЭВМ принципиально нового типа компактные, надежные и простые в обращении позволяли работать с ними «один на один» без посредников Компьютер фирмы Appleчеловеку практически любой профессии, образования и возраста. Конкретный повод для общения с такой ЭВМ мог быть самым различным: необходимость решений узкопрофессиональных задач с помощью «проблемно — ориентированных» диалоговых программ, увлекательная игра за пультом компьютера в часы досуга, обучение по интенсивной методике в рамках того или иного компьютерного обучающего курса и т. д. Общее число персональных компьютеров на рабочих местах во всех отраслях хозяйственного механизма США ныне измеряется десятками миллионов и практически столько же компьютеров находится у американцев дома.

В середине 70-х годов в США двое молодых людей Стив Джобе и Стефан Возняк создали один из первых персональных компьютеров и основали фирму по его производству. Компьютер ими был назван «Эппл» «Яблоко», а фирма, соответственно, «Эппл компьютер». Несколько лет на рубеже 80-х годов созданная двумя юношами фирма «яблочных компьютеров» оставалась крупнейшим в мире производителем такого типа ЭВМ и была отодвинута на почетное второе место лишь после того, как на новый сектор рынка вычислительной техники обрушилась всей тяжестью своей финансовой мощи траснациональная корпорация IBM крупнейший в мире производитель ЭВМ с ежегодным оборотом свыше 50 миллиардов долларов.

Образ одинокого изобретателя, который начинает свой путь к вершинам будущих технических достижений, революционизирующих промышленность, в тесной, полутемной каморке-мастерской, заброшенном гараже и т. д., а затем, проявив находчивость и стойкость, мужественно проходит испытания жесткой конкурентной борьбы за выход своего детища на мировой промышленный рынок, чтобы, если удача улыбнется, в конце концов победить и снять богатый урожай заслуженного коммерческого успеха изобретения, представляет собой по сути такой же неотъемлемый элемент «американской мечты», как, скажем, традиционный яблочный пирог в национальной американской кухне.

Эти обстоятельства, видимо, в значительной степени повлияли на выбор средствами массовой информации США создателей «яблочного компьютера» С. Джобса и С. Возняка в качестве героев «американской мечты» на очередном, на этот раз компьютерном витке развития технологической цивилизации. Выбор был сделан среди, как всегда в таких случаях, плотной группы претендентов, в той или иной степени участвовавших в начале 70-х годов в становлении нового сектора индустрии ЭВМ.

С. Джобс и С. ВознякОднако решающим обстоятельством все-таки был, видимо, тот неоспоримый факт, что среди всех претендентов С. Джобс и С. Возняк были единственными, кто прошел все этапы становления отрасли вместе со своим детищем компьютером «Эппл». Причем прошли с таким «ускорением», что созданная ими с нуля фирма «Эппл компьютер» поставила абсолютный по историческим меркам рекорд роста промышленного предприятия на объем продаж в миллиард долларов фирма вышла менее чем через шесть лет после своего основания.

В первые годы массового производства персональных компьютеров в печати неоднократно отмечалось, что самые крупные из числа мировых светил в области «наук об ЭВМ» поняли суть «феномена персонального компьютера»… последними. Был отмечен факт, что в тот момент многие люди записывались на  курсы английского языка в Москве.  Этот факт обычно упоминают лишь в качестве исторического курьеза, одного из любопытных парадоксов в развитии вычислительной техники. Между тем в нашей стране именно это обстоятельство оказывается сегодня одним из критически важных для решения общей задачи создания новой модели инновационного механизма, обостренно чуткого к нововведениям, свободного от пут проржавевшей командно — бюрократической системы.

Нередко мы слышим горькие сетования руководителей отраслевой и академической науки о том, как трудно им оказывается преодолевать многочисленные ведомственные барьеры на пути к внедрению результатов плановых научных исследований в практику. Ну а что делать изобретателю в том «внеплановом» случае, когда техническая идея не только не завоевала еще сторонников в академических кругах, но и более того рассматривается многими крупнейшими учеными и специалистами отрасли как вредная ересь? Например, один из наиболее авторитетных в США экспертов в области вычислительной техники Ф.Брукс (автор широко известного, в том числе и в нашей стране, научного бестселлера «Мифический человеко-месяц») уже в 80-е годы продолжал энергично доказывать, что «влияние персональных компьютеров на развитие вычислительной техники будет нулевым или отрицательным».

Понятно, что ученые, как и люди иных профессий, могут заблуждаться, причем, увы, в области своей профессиональной компетенции тоже. Более того, не исключено, что заблуждаться могут не только зарубежные ученые… Директор Института космических исследований АН СССР, академик Р. Сагдеев недавно отмечал, что в США нет ни одного «академика от компьютеров», но есть компьютеры… В то же время у нас с производством компьютеров, как принято в таких случаях говорить, «есть еще определенные трудности», хотя созданы, кроме ранее существовавших многочисленных «разнокомпьютерных» министерств, даже специальный «все-компьютерный» Госкомитет, а также отделение АН СССР «по делам компьютеров», в которое избраны десятки академиков, разумеется, за выдающиеся успехи в развитии вычислительной техники…

Создать эффективно действующий хозяйственный механизм, в котором заблуждения (не важно, добросовестные или нет) руководителей промышленности и самых крупных ученых отражаются лишь на их личной карьере, но не могут затормозить процесс внедрения в народное хозяйство ценных нововведений это и значит принципиально (на уровне социально — экономической системы, а не индивидуальных качеств отдельных личностей) решить задачу ускорения научно-технического прогресса. Трудно предположить, что мы могли бы воспользоваться при этом каким-то готовым иноземным рецептом, однако столь же понятно, что знание деталей инновационного механизма, характерных для стран с динамично развивающимися отраслями передовой технологии, является одним из необходимых вариантов такого механизма.

Именно поэтому, казалось бы, узко биографическая информация о том, как два молодых человека со средним образованием, о существовании которых не догадывался ни один американский академик или сколько-нибудь заметный руководитель промышленности, сумели без острых газетных дискуссий и вмешательства директивных органов, ДЕЛОМ переубедить скептиков любого ранга и дать своей стране несколько лет «форы» в стремительной гонке промышленно развитых держав за овладение экономическими преимуществами использования средств информационной технологии, может, как мы предполагаем, представлять определенный интерес и для советского читателя.Основатели AppleСтефан Возняк родился в 1950 году, Стив Джобс в 1955-м. В 1973 году Возняк вынужден был после третьего курса прервать учебу в университете штата Беркли из-за острых денежных трудностей. Джобс с 1974 бросил занятия в Орегонском колледже и отправился путешествовать в Индию, чтобы «познать себя». В 1975 году жизненные пути будущих основателей новой отрасли вычислительной техники пересеклись в одном из городков «Кремниевой долины» густонаселенном компьютерными и другими «наукоемкими» фирмами районе штата Калифорния, где сосредоточено около 40 процентов научно-технического потенциала страны в области передовой технологии. Возняк работал там на одной из крупнейших компьютерных фирм «Хьюлетт-Паккард», Джобе на фирме «Атари», которая занимала лидирующие позиции в производстве электронных игр. Познакомились они в одном из компьютерных клубов, который объединил несколько сот молодых людей, увлеченных заманчивыми возможностями микропроцессорной революции. Возняк и Джобе независимо пришли к единому убеждению, что техническое решение, которое обеспечит эффективный синтез «игры и компьютера», революционным образом изменит характер развития средств вычислительной техники. Джобс попытался заинтересовать планами создания ориентированного на игры настольного компьютера своего шефа в фирме «Атари», но тот, как вспоминал потом Стив, «лишь снисходительно улыбался…». Возняк также не нашел понимания своих «легкомысленных» проектов игровой компьютерной технологии на солидной фирме «Хьюлетт-Паккард». Если для руководства фирмы «Атари», выпускавшей конструктивно простые «жестко запаянные» видеоигры, компьютер, позволяющий пользователю при желании гибко менять сюжет игры, представлялся совершенно излишними, искусственно надуманными сложностями, удорожающими и так хорошо раскупаемые видеоигры, то для мощной компьютерной фирмы «Хьюлетт-Паккард» вся эта затея вообще выглядела явно непрестижным отклонением от стоящих перед ней серьезных задач. Ситуация, как нетрудно заметить, в целом достаточно стандартная для этапа «вынашивания» изобретателем нестандартной технической идеи в любой стране.

При этом всегда возникает, в сущности, одна и та же дилемма: подождать пока «начальство дозреет» или решиться делать все самим на свой страх, риск и наличные деньги. К моменту, когда надо было принимать это поворотное в биографии любого изобретателя решение, у двух молодых людей уже был небольшой, но успешный опыт творческого сотрудничества. Один из маститых создателей видеоигр на фирме «Атари» предложил им как-то попытаться усовершенствовать электронную схему популярной игры. Ранее запущенный в производство вариант содержал 150 170 микросхем. Задача состояла в том, чтобы изыскать способ уменьшить аппаратные затраты в несколько раз и таким образом резко . снизить себестоимость массового изделия. Работодателем была специально оговорена шкала оплаты за выполненную работу: если изобретатели смогут создать аппаратуру, которая обеспечивает функционирование той же игры, но реализуемую числом микросхем меньшим 50 (то есть втрое снизят структурную сложность устройства), то получат за свой труд 700 долларов, если же число микросхем окажется меньше 40, то их гонорар возрастет до 1000 долларов. Представленный через несколько дней на испытания первый вариант усовершенствованной схемы содержал 42 микросхемы. Правда, после доработки действующего макета потребовалось ввести в схему дополнительно еще две микросхемы, но одновременно изобретателям стало ясно, каким образом можно будет это устройство еще значительно упростить. «Однако, вспоминает Возняк, мы так устали, что уже не могли продолжать работу в требуемом темпе. Поэтому получили за работу только 700 долларов…»

Еще одним этапом на пути к организации фирмы персональных компьютеров был опыт создания Возняком одноплатного микрокомпьютера, который содержал лишь 30 40 микросхем, однако мог исполнять программы, написанные на языке Бэйсик. В клубе, где Стефан первый раз продемонстрировал свой простейший «Бэйсик-компьютер», он вызвал настолько живой интерес, что Джобс немедленно предложил Возняку организовать компанию по его производству. В качестве первых покупателей будущих компьютеров предполагались члены этого же компьютерного клуба. Стив и Стефан прикинули, что если хотя бы каждый десятый из членов их клуба, в котором состояло тогда 500 юношей, приобретет их компьютер, то предприятие уже может оказаться рентабельным. А если нет? Джобс решительно снял все сомнения заявлением: «По крайней мере, хотя бы раз в жизни мы окажемся владельцами собственного предприятия…»

Apple-1Обычно манящий молодых людей шанс ухватить «перо жар-птицы», надежда обрести возможность хоть ненадолго самим владеть своей творческой судьбой, в конечном счете, перевесили все сомнения. Возняк продал свой калькулятор, Джобс автомобиль, удалось получить 30-дневный кредит поставщиков, 5 000 долларов вложил в дело приятель… Всего для стартового разгона вновь созданной фирмы ее основателям удалось мобилизовать 20 тысяч долларов. Это позволило им собрать 200 компьютеров и реализовать их затем по тысяче долларов. Причем 175 компьютеров было продано в течение первых 10 месяцев. В конце 1976 года компания по производству компьютеров «Эппл компьютер» была официально зарегистрирована. Вскоре перешли к производству функционально более совершенной модели «Эппл-1» (с цветным дисплеем, дисковыми накопителями и т. д.), от которого и ведут ныне отсчет эры персональных ЭВМ. Так на массовом рынке товаров бытовой электроники появилось принципиально новое изделие компьютер, пользователь которого мог на простом, легко доступном «человеку с улицы» языке Бэйсик, самостоятельно изменять характеристики игровых программ, а затем решать на нем и свои профессиональные задачи.

Спрос на такие компьютеры в первые три года после создания новой фирмы заметно превышал любые мыслимые масштабы их производства. Поэтому фирма «Эппл комп» год за годом побивала один за другим все ранее известные рекорды экономического роста, предприятие быстро нагуливало финансовый вес, обрастало бюрократической структурой. Техника его административного управления быстро усложнялась. Место двух юных изобретателей у рычагов власти уже не казалось окружающим их коллегам столь очевидным… Вовремя уйти из верхнего эшелона власти своей компании С. Возняку помогла неприятная случайность в 1981 он попал в авиационную катастрофу. После выздоровления Стефан решил завершить прерванное несколько лет назад образование. Чтобы статус мультимиллионера и рекламный глянец героя «американской мечты» не мешал ему нормальным образом учиться, он поступил в колледж под выдуманным именем Роки Кларк.
Никто из его коллег-студентов и преподавателей не знал, кем именно является новый студент, один из многих, кто после вынужденного перерыва, накопив денег, возвращаются на старшие курсы. Как вскоре выяснилось, накопленный им разносторонний инженерный опыт в учебе не помогал, даже наоборот… «Это был самый трудный год в моей жизни», вспоминает Возняк. Хотя некоторые разделы теоретического курса по вычислительной технике были ему очень интересны, он с сожалением отмечал, что в целом курс этот почти ничего не дает практически работающему инженеру, так как посвящен только специфическим решениям узко специального типа проблем. По его мнению, курс наук об ЭВМ не готовит студентов к поиску путей решения реальных задач во всей непредсказуемой сложности их формулировок, а лишь натаскивает на распознание избранных «формально удобных» проблем, имеющих хорошо отработанные рецепты частных решений.

Курс экономики в группе, где он учился, вел ассистент, придерживавшийся, по мнению Возняка, «социалистических» взглядов. Например, этот преподаватель убеждал студентов, что «компании делают деньги, обдуривая потребителей». Возняк считал, что этот тезис далеко не соответствует известной ему практике достижений коммерческого успеха, например, компанией «Эппл компьютер». «Поэтому, вспоминает он, на одном из занятий я попытался, насколько мог аргументированно, возражать. Однако после короткого обмена логическими доводами, преподаватель велел мне заткнуться и предупредил, что выставит из класса, если я еще позволю себе хоть раз его прервать…»

В качестве председателя правления быстро растущей компании С. Джобc был, естественно, постоянно озабочен уровнем ее административного управления. Для решения накопившихся в этой области проблем он пригласил к себе на работу в качестве ведущего администратора президента компании «Пепси-кола» Джона Скали. Новому главному администратору по настоянию Джобса был установлен, соответственно рангу решаемых им сложнейших задач, весьма впечатляющий оклад. В 1984 году выплаченный Д. Скали на фирме «Эппл компьютер» заработок был официально зарегистрирован как наибольший среди всех руководящих сотрудников всех компаний «Кремниевой долины» 2,2 миллиона долларов. Для сравнения, на тот же год сам С. Джобс получил в качестве председателя правления компании 300 тысяч долларов (следует, однако, учитывать, что для Джобса, у которого в личной собственности было в то время акций и других финансовых средств на сумму более 150 миллионов долларов, номинальный размер его заработной платы носил в значительной мере символический характер). Спустя год, в мае 1985 года Джон Скали убедительно отработал этот оклад, зачитав правлению доклад, из которого следовало, что самым слабым местом в структуре руководства компанией «Эппл комп» является в данный момент ее основатель и председатель С. Джобе. Д. Скали высококвалифицированно провел и всю остальную необходимую подготовительную работу, которая потребовалась для совершения «дворцового переворота», как назвал журнал «Инфоуолд» увольнение С. Джобса из основанной им легендарной фирмы.

Так, спустя менее чем 10 лет после основания, фирма «Эппл комп» переросла и административно отторгла своих юных создателей, чтобы продолжать динамично развиваться в рамках качественно иной организационной структуры. Что касается С. Джобса и С. Возняка, то они продолжают активно «самовыражаться» как инженеры и изобретатели во вновь созданных собственных небольших фирмах.

Вынужденная отставка Джобса из основанной и выпестованной им легендарной фирмы вызвала волну острых дискуссий специалистов и разноречивых комментариев в ведущих средствах массовой информации США. Главный редактор журнала «Компьютер дилер» писал тогда в передовой статье, что отставка Джобса (как и последовавшее за этим решение об основании им новой фирмы) была в сущности неизбежной. Джобс вновь занялся тем, что талантливый предприниматель его творческой формации делает лучше всего, основывает новую компанию. С другой стороны, все более громоздкая по своей организационной структуре миллиардная фирма «Эппл» ныне требует для эффективного управления мастерства специалистов совершенно другого типа, который и олицетворяет профессиональный менеджер Д. Скали.

Основная черта талантливого предпринимателя способность свести воедино необходимые для успеха нового дела «человеческие компоненты» и создать благоприятные условия для работы. Джобс не был первым, кто вышел на рынок с персональным компьютером, подчеркивает журнал «Компьютер дилер», однако он оказался безусловно первым, кто сумел за несколько лет превратить груду микросхем и транзисторов в новое компьютерное предприятие с миллиардным экономическим весом. Он добился этого, пригласив к себе на работу талантливых экспертов по маркетингу М. Маркуда и Г. Картера и предоставив С. Возняку возможность полностью раскрыть творческий потенциал технического гения. Именно Джобс сумел превратить их уникальные человеческие возможности в реальную мощь бурно растущей корпорации».

загрузка...