Родители, желающие пробудить в своих детях страсть к музыке, спорту или другим увлечениям, должны следовать одному простому правилу: не оказывайте на них давление.

Позволяя детям самостоятельно изучать различные виды деятельности, родители не только помогают детям выбрать занятие, наиболее подходящее им, но и удерживают своих отпрысков от развития болезненной одержимости выбранным хобби.

«Страсть возникает из особого соответствия между деятельностью и человеком», – утверждает Женевье Маге (Geneviève Mageau), профессор психологии Монреальского университета. – «Вы не можете принудительно вызвать это соответствие; оно должно быть найдено».

Исследование сфокусировалось на автономии – базовой потребности для ощущения того, что Вы действуете, основываясь на своих собственных ценностях и желаниях. А постоянно контролирующие своих наследников родители ограничивают их автономию. И ребёнок берёт в руки кларнет из-за чувства долга или страха перед родителями, а вовсе не из-за любви к музыке.

Для определения связи между автономией и страстью к чему-либо, Маге и коллеги провели три исследования, в ходе которых были опрошены сотни спортсменов и музыкантов в возрасте от 6 до 38 лет с различным уровнем квалификации.

Респонденты отвечали на вопросы о том, как часто они практикуются в своём увлечении, насколько сильно любят его и т.д. Затем психологи определили, сколько добровольцев согласны с утверждением «Мне приходится жёстко контролировать время, уходящее на моё хобби», чтобы определить, является ли их страсть навязчивой и значительно влияющей на другие жизненные аспекты. Для измерения автономии исследователи попросили участников выразить своё отношению к заявлению «Я имею право сам решать, чем заниматься, и могу выражать мнение по поводу моего занятия».

В одном из экспериментов учёные наблюдали за тем, как 196 учащихся средних школ первый раз в жизни брали в руки музыкальные инструменты. Через 5 месяцев психологи обнаружили, что основным фактором, определяющим степень развития у детей увлечения музыкой, оказалось предоставление родителями свободы в составлении собственного расписания занятий. Увлечённые дети имели в среднем на 9% больше автономии, чем «не увлечённые» – а это значительный показатель для психологического исследования.

Два других исследования также показали, что дети с ограниченной свободой выбора, но увлечённые каким-либо хобби, гораздо больше заходили «слишком далеко», становясь одержимыми своим занятием.

Эти юноши и девушки не только перестают получать истинное удовольствие от любимого занятия – результат такого процесса может отразиться и на их чувстве собственного достоинства. Одержимый музыкой ребёнок ночь напролёт играет на кларнете и получает от этого истинное удовольствие, но единое непопадание в ноты может привести к самой настоящей депрессии.

В одном из исследований принимали участие пловцы, лыжники и музыканты, выступающие на национальном уровне. Результаты показали, что уровень автономии участников легче спрогнозировать, если их увлечение своим делом оказалось именно навязчивым. В данном случае самостоятельность в выборе практически отсутствовала. Высокий же уровень автономии привёл к развитию «гармоничной страсти» к выбранному роду деятельности.

Разница между формированием здорового и нездорового увлечения кроется в определении баланса, скажем, между временем, потраченным на игру на кларнете и на прогулку с друзьями. Дети не видят себя в тех увлечениях, которые навязывают им родители, а потому и не достигают ожидаемых от них результатов.

Однако полученные в ходе исследования данные отнюдь не говорят о том, что родителям стоит бросить детей на произвол судьбы. «Я не советую родителям разрешать детям делать всё, что они хотят, без единых ограничений», – объясняет Мыге. – «Главное, ориентироваться на интересы ребёнка, а не навязывать ему свои собственные».

Источник: livescience.com

загрузка...