В Санкт-Петербургском Манеже проходит выставка «Рериховский век», посвящённая 75-летию подписания Пакта Рериха.

Событие, к юбилею которого приурочена выставка, произошло 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Тогда в Белом доме состоялось подписание исторического Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получившего название «Пакт Рериха». В рамках договора был утвержден предложенный Рерихом отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира.

Идея о необходимости защиты памятников культуры зародилась у Николая Константиновича Рериха ещё в конце XIX века. В 1929 году Н.Рерих подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом. Он стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. Под Пактом Рериха обычно понимают не только юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом.

Выставка в Манеже стала значительным событием в культурной жизни северной столицы. В этом международном проекте участвуют 75 музеев Европы, Америки и Центральной Азии, около 30 частных коллекций из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России, а также Украины, Латвии, Болгарии и Азербайджана. Руководители проекта – директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский и Председатель комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга А.Н.Губанков. В организации выставки принимали участие сотрудники институтов Российской Академии наук в Санкт-Петербурге. Большинство галерей картин с удовольстdием разместили бы у себя эти картины.

Наследие семьи Рерихов (Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха и Д.Р.Рерих) включает художественные произведения, литературные и научные труды, архивы экспедиций. В экспозиции «Рериховский век» представлено около полутора тысяч картин и личных вещей семьи Рерихов, художественные произведения учеников Николая Константиновича.

На первом этаже выставки — хронологическая ретроспектива документов семьи Рерихов, проливающая свет на их жизнь в России и за рубежом, вплоть до возращения Юрия Николаевича Рериха в Россию в 1957 году. На втором этаже представлена экспозиция «Держава Рерихов», рассказывающая о художественной, литературной, научной и общественной деятельности семьи Рерихов, о духовно-творческих поисках последователей и учеников.

Большую часть выставочной экспозиции занимают картины Николая Рериха и художников его круга из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и музейных собраний других стран. Например картина «Иаков и Ангел» С.Н. Рериха привезена из Болгарской национальной галереи иностранного искусства. Огромное впечатление производит «Утраченный иконостас» Пермского монастыря, воссозданный по эскизам Николая Рериха. Некоторые работы представлены впервые, например, «Мадонна-защитница».

На выставке демонстрируются действующий макет спектакля «Весна священная» (сценография Н.К.Рериха) и композиция-инсталляция «Йеллингский камень». Здесь можно увидеть и фотографии музеев Рериха в разных странах, в том числе — в родовом имении Рерихов в Изваре под Санкт-Петербургом.

Выставка «Рериховский век» открыта до 16 мая.

Источник: www.nkj.ru

загрузка...