Всемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2011 году» — восьмое издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчете приводится рейтинг 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса (в седьмом докладе также рассматривались 183 государства).
«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Полученные результаты способствовали дебатам по вопросам экономической политики во многих странах и сделали возможным появление все большего числа исследований, изучающих взаимосвязь регулирования на уровне компаний с показателями развития экономики разных стран. Одна из основополагающих предпосылок исследования «Ведение бизнеса» состоит в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования предпринимательской деятельности доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. С 2003 года, когда началась реализация проекта «Ведение бизнеса», в законодательство более 75% стран были внесены поправки, облегчающие создание компаний в официальном секторе экономики. В проекте участвуют более 6700 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие ученые разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг благоприятствия ведения бизнеса составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. В этом году авторы рейтинга изменили методику, исключив из показателей условия найма работников. В исследовании «Doing Business 2011» также был применен новый показатель, демонстрирующий, насколько нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности изменилось в 174 странах с 2005 года. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по благоприятствию ведения бизнеса с 1 до 183 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что ее регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателей страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Текущее исследование проводилось с июня 2009 по июнь 2010 года. За этот период эксперты зафиксировали в 117 государствах в общей сложности 216 реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса, повышение прозрачности, укрепление права собственности, повышение эффективности процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства. В обстановке глобального финансово-экономического кризиса политические лидеры по всему миру предпринимали в прошлом году шаги, направленные на улучшение условий для создания и деятельности местных компаний. Некоторые страны пострадали от кризиса в большей мере чем другие, однако простота или сложность создания компании и ведения предпринимательской деятельности, а также эффективность судов и процедур несостоятельности существенно влияют на то, как частный бизнес переживает кризис и насколько оперативно он может использовать возникающие возможности. Реализация правительствами антикризисных мер и снижение налоговых поступлений повлекли за собой уменьшение объема доступных бюджетных ресурсов, и теперь государствам приходится делать больше за счет меньшего объема ресурсов. Использование возможностей малых и средних частных предприятий по созданию рабочих мест приобрело жизненную важность. Такие предприятия обладают огромным потенциалом с точки зрения создания рабочих мест. По различным оценкам, на их долю приходится 95% от общего числа компаний и 60-70% от совокупной численности занятых в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода, а также 60-80% занятых в таких странах как Китай, Таиланд, Чили и Южная Африка. Содействие развитию малого и среднего бизнеса отвечает интересам политических лидеров стран, и улучшение регуляторной среды — это один из способов содействия предпринимателям. Так, государства Восточной Европы, в наибольшей степени пострадавшие от кризиса, в прошлом году ставили задачу проведения реформ нормативно-правового регулирования, чтобы способствовать восстановлению малых и средних предприятий и созданию ими рабочих мест. В целом, по всему миру более половины изменений в сфере регулирования предпринимательской деятельности, отмеченных за прошедший год, уже привели к упрощению процедур создания компаний, торговли и уплаты налогов.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а наименее благоприятные — в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии. Так например, в странах Африки к югу от Сахары создание компании обходится в 17 раз дороже, чем в странах ОЭСР. Многие предприятия в развивающихся странах просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Однако развивающиеся страны проявляют все большую активность. За прошедший год 66% таких стран провели реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности по сравнению с 34% шесть лет назад.

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности пятый год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. Первая десятка стран-лидеров с прошлого года не изменилась: за Сингапуром следуют Гонконг (Китай), Новая Зеландия, Великобритания, Соединенные Штаты, Дания, Канада, Норвегия, Ирландия и Австралия. В группе стран с самыми высокими рейтингами продолжились позитивные изменения: среди 25 стран, занимающих верхние позиции рейтинга, 18 улучшили условия для ведения предпринимательской деятельности в прошлом году. В группе стран-лидеров ведение бизнеса в наибольшей степени было упрощено в Швеции, которая поднялась в рейтинге с 18 места на 14. Она снизила минимальный размер капитала, требуемый для создания предприятия, упростила регистрацию собственности и укрепила механизмы защиты прав и интересов инвесторов.

Многие реформы в странах, где ведение бизнеса упрощено, зачастую основаны на использовании новых технологий, которые являются фундаментом передовых методов регулирования во всем мире. Например, активно внедряются проекты в области электронных органов государственного управления. Введение таких электронных систем началось в 1980-х годах, и страны с хорошо развитыми системами продолжают их совершенствовать. Страны с самыми высокими рейтингами также часто используют системы, основанные на оценке рисков, что позволяет сконцентрировать ресурсы на тех направлениях работы, где они наиболее важны. Наконец, посредством систем, ориентированных на достижение результатов, эти страны, как правило, обеспечивают подотчетность государственных служащих. Так, в Австралии, Сингапуре и Соединенных Штатах показатели деятельности органов юстиции используются с конца 1990-х годов. Малайзия в 2009 году ввела индекс эффективности деятельности судей, после чего темпы рассмотрения судебных дел заметно повысились.

Каждый год в рамках исследования «Ведение бизнеса» определяются 10 стран, которые добились наибольших успехов в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности в предыдущем году и внесли регуляторные изменения в трех или более областях. По динамике роста показателей в этом отношении лидировал Казахстан, ставший наиболее активным реформатором среди 183 стран мира, в которых проводились исследования. В стране были внесены поправки в закон о компаниях, введены нормативные положения для упрощения процедур создания предприятий и снижены нормативы минимального капитала. Кроме того, благодаря введению новых нормативных положений в строительной сфере упрощено получение разрешений на строительство, продолжилось совершенствование автоматизированных систем таможенной информации и оценки рисков. За Казахстаном в этом году следуют Руанда, Перу, Вьетнам, Кабо-Верде, Таджикистан, Замбия, Венгрия, Гренада и Бруней.

Некоторые крупные страны с формирующимся рынком также внесли значительные улучшения, прежде всего Китай и Индия. За несколько лет Китай внес 15 изменений в свою экономическую политику, облегчив условия предпринимательской деятельности по многим аспектам. Так, в 2005 году новый закон о частных предприятиях в десять раз понизил прежде одно из самых высоких в мире требований к минимальному размеру капитала. В 2006 году был создан новый кредитный реестр и в настоящее время кредитную историю имеет 64% взрослых жителей страны. В 2007 году в Китае вступил в силу новый закон о правах собственности, который предоставляет равную защиту государственной и частной собственности и расширяет перечень активов, которые могут быть использованы в качестве залогового обеспечения. Индия провела 19 реформ регулирования предпринимательской деятельности. Многие из них были направлены на упрощение административных процедур и совершенствование технологии: внедрение системы электронной регистрации предприятий, электронной подачи налоговой отчетности, таможенных форм, осуществления платежей и так далее.

Российская Федерация заняла 123 место среди 183 стран в нынешнем рейтинге, опустившись за минувший год на семь позиций. Частично снижение произошло из-за изменения методики рейтинга, но в большей степени — из-за торможения реформ, в то время как другие страны вели более активную политику, направленную на улучшение предпринимательского климата. В общем списке Россия разместилась между Уругваем и Угандой. Сейчас впереди России в рейтинге находятся почти все хоть сколько-нибудь экономически развитые страны мира. За отчетный период авторы исследования зафиксировали в России реформы в двух ключевых сферах: во-первых, в стране было упрощено получение строительных разрешений после введения режима «одного окна» для процедур, связанных с землепользованием; во-вторых, принят ряд нормативных актов для улучшения защиты прав кредиторов и упрощения процедуры банкротства. Крупномасштабных реформ в других в сферах регулирования предпринимательской деятельности не отмечено.

Основные показатели Российской Федерации таковы. По показателю легкости открытия бизнеса страна занимает 108 место в мире (затраты на регистрацию предприятия относительно невелики, однако процесс растягивается на 30 дней и требует 9 процедур, что достаточно много). По показателю простоты регистрации прав собственности — 51 место (благодаря низкой стоимости регистрации). По уровню кредитования — 89 место (в стране отсутствует государственный кредитный реестр и в настоящее время кредитную историю граждан ведут частные бюро). По уровню защиты инвесторов — 93 место. По уровню налогообложения — 105 место (уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5% от дохода компании, а составление отчетности занимает 320 часов). По показателю легкости ведения международной торговли — 162 место. По показателю легкости ликвидации предприятий — 103 место. Выше всего Россия в рейтинге обеспечения исполнения контрактов — на 18 месте (рассмотрение коммерческих споров в суде, включая периоды ожидания между заседаниями, в России разрешаются за 281 день, что заметно быстрее, чем в среднем во многих развитых странах, а стоимость судебных издержек составялет 13,4% от стоимости судебного иска, что также существенно ниже среднемировых показателей). Самой проблематичной для бизнеса в России остается строительная сфера. По сложности процедуры получения строительных разрешений Россия — неизменный аутсайдер рейтинга (182 место), хуже нее — только Эритрея, где на практике получить разрешение невозможно. Сейчас для получения в России строительных согласований необходимо потратить 540 дней и пройти 53 процедуры (годом ранее 704 дня и 54 процедуры, но уровень затрат при этом увеличился).

Среди бывших советских республик самое высокое место в рейтинге два года подряд занимает Грузия. За минувший год эта страна поднялась еще на одну строчку и заняла 12 место. За Грузией следуют Эстония (17 место), Литва (23), Латвия (24), Армения (48), Азербайджан (54), Казахстан (59), Беларусь (68) и Молдова (90). Все остальные государства бывшего СССР остались за пределами первой сотни. Хуже, чем в России с ведением бизнеса обстоят дела в Таджикистане (139 место), Украине (145) и Узбекистане (150).

Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса признаны Чад, Центрально-Африканская Республика и Бурунди.

Ведение бизнеса в 2011 году: рейтинг экономик 183 государств мира

Примечание: таблица содержит совокупный рейтинг стран по показателю благоприятствия ведения бизнеса, а также данные по девяти индикаторам регулирования предпринимательской деятельности:
Регистрация предприятий.
Получение разрешений на строительство.
Регистрация собственности.
Кредитование.
Защита инвесторов.
Налогообложение.
Международная торговля.
Обеспечение исполнения контрактов.
Ликвидация предприятий.

Источник: gtmarket.ru

загрузка...