Об этом вчера сообщил разработчик нового ракетного комплекса, генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. По его словам, задержка с новыми стартами вызвана сложной ледовой обстановкой в Белом море. Как только позволят условия, пуски продолжат. С какого борта взлетит очередная ракета, пока неясно.

— Все зависит от готовности «Юрия Долгорукого». Насколько мне известно, ВМФ поставил задачу судостроителям подготовить лодку к возобновлению испытаний во втором квартале 2011 года. Если она не будет готова, пуск выполнит «Дмитрий Донской», — заявил Соломонов.

Разработчики надеются, что работы на подводном крейсере не задержат принятие «Булавы» на вооружение. Флотское командование может получить этот комплекс в будущем году. Но прежде необходимо успешно провести как минимум 4-5 испытательных пусков, в том числе с подлодки проекта 955 «Борей», которая специально создавалась под новую ракету.

Московский институт теплотехники сегодня занят не только морским проектом, но и совершенствованием наземных стратегических комплексов. К 2013 году предприятие планирует завершить работы по повышению боевых возможностей и живучести «Тополя-М» и «Ярса». Речь в первую очередь идет о новых возможностях связи и управления ядерным оружием. Что же касается загрузки заводов-изготовителей, в ближайшие десять лет безделье им явно не грозит. Как выразился Соломонов, «работы столько, что есть сомнения, сумеем ли мы переварить эти объемы».

По мнению руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Арбатова, наличие у нас твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет дает России верный козырь в переговорном процессе с США. С точки зрения преодоления систем ПРО, по крайней мере еще лет десять в мире не будет ничего эффективнее российских «Тополей» и «Ярсов».

— Мы можем очень быстро нарастить их количество. Кроме того, если разговор зайдет о дальнейшем сокращении стратегических вооружений России и США, можно использовать возвратный потенциал таких комплексов. В частности, уменьшить число боеголовок на «Ярсе», — сказал вчера Алексей Арбатов.

Если в оценке действующих стратегических комплексов мнение Соломонова и Арбатова полностью совпадает с точкой зрения минобороны, то взгляд на создание новой тяжелой жидкостной ракеты у них диаметрально противоположный. О работе над таким оружием, призванным заменить в РВСН знаменитую РС-20, в западном обозначении SS-18 «Сатана», недавно объявил первый заместитель главы военного ведомства Владимир Поповкин. Конструкторские изыскания в этой области Юрий Соломонов вроде бы поддерживает. Но он категорически против производства такой ракеты.

— Это абсолютно бессмысленное занятие, тем более что в новый комплекс заложены технологии 30-летней давности. Ракета не будет обладать нужной живучестью в ответно-встречном ударе, — считает генконструктор МИТа.

На критические оценки он вчера не скупился и даже заявил, что парадигма «холодной войны» все еще остается в умах и сердцах россиян. Впрочем, признал Соломонов, далеко от нас не ушли и американцы. Арбатов, похоже, был согласен с коллегой. Во всяком случае, в разработке новой тяжелой жидкостной ракеты он увидел главным образом «минусы».

— Для ее производства потребуется большая кооперация. По твердотопливной МБР — это порядка 600 предприятий, примерно столько же нужно для жидкостной. Если мы ее создадим, то уже никогда не согласимся ликвидировать такую кооперацию. А это даст США лишний повод давить на Россию. В самих Соединенных Штатах противники президента Обамы заголосят: мол, мы же предупреждали, что с русскими нельзя иметь дело. И будут настаивать на выходе из СНВ-3, — заявил Арбатов.

Тем не менее решение по тяжелой жидкостной ракете уже принято, и вряд ли кто-то станет его пересматривать. Тем более что работы над созданием нового комплекса не противоречат обязательствам России по Договору о стратегических наступательных вооружениях.

Источник: rg.ru

загрузка...