Чем ближе пора выпускных и вступительных экзаменов, тем больше споров вокруг введения по всей стране Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Если взять статистику результатов ЕГЭ в прошлом году, то сразу теряешься в догадках — почему государство вводит этот экзамен, как обязательный, для всех выпускников? Около 25% экзаменуемых 2008 года завалили ЕГЭ по литературе. По математике не выдержали экзамен около 23%, по русскому языку — 11%.

По оценкам специалистов, такие цифры говорят только об одном — реформа образования не удалась, система не работает. Разработчики же уверяют, что всему виной низкий уровень знаний у школьников. Результаты являются, по их мнению, реальным отражением этого уровня.

Большинство критиков новой экзаменационной системы сводят аргументы к тому, что теперь, когда ЕГЭ стал обязательным, обучение в школах превратиться в натаскивание на новый экзамен. Тем не менее, часть учителей уверена, что, со временем, образовательная система «притрется» к новым требованиям и все будет в порядке. Вероятно, вторые больше правы — человек ко всему может привыкнуть. Однако, тезисы, с помощью которых глава Министерства образования и науки РФ Андрей Фурсенко защищает ЕГЭ, по меньшей мере, удивляют. Министерство, в задачи которого входит разработка новых систем образования для подрастающего поколения — будущего страны — фактически, считает свою целевую аудиторию массой необразованных молодых людей.

Удивление также вызывает тот факт — насколько далек министр Фурсенко от реальных проблем нового поколения в сфере образования. «Школьники знают намного меньше, чем мы, люди пожилого возраста!», — торжественно объявил недавно министр. Извечная проблема отцов и детей. Старшее поколение считает народившееся необразованным и тупым, пытаясь подтянуть вторых до своего уровня. Так было всегда и, видимо, так и будет дальше. Тем не менее, мир пока не рухнул, даже учитывая то, что подобное мнение о своих детях и внуках имели многие поколения предков.

Задача в том, прежде всего, чтобы понять, что каждое новое поколение — другое. Нынешние подростки еще больше отличаются от всех предыдущих. Взрыв информационных технологий произвел свое дело — большую часть знаний о мире и обществе дети получают в Интернете. А те, кто до сих пор не имеет туда доступа, находятся, к сожалению, не в мэйнстриме.

И в первую очередь, тем, кто заботится о подрастающем поколении, следовало бы задуматься о том, как этих, не находящихся в мэйнстриме, в него включить.

Детей всегда занимают иные вопросы, ответы на которые они ищут не там, где старшему поколению хотелось бы. И чтобы ни говорил министр образования, они далеко не глупее старшего поколения, а в чем-то, гораздо умнее. И знают они куда больше, чем среднестатистический подросток 80-х годов 20-го столетия. Это подтвердит любой родитель.

Например, практически каждый школьник, имеющий доступ в Интернет, способен самостоятельно создать страничку в Интернете. Совсем просто? А сможет ли похвастаться таким умением даже не старшее поколение, а те, кому сейчас 30-40 лет? Хотя бы, каждый пятый этого поколения? Не говоря уж о тех, кто сидит в министерстве образования и сочиняет вопросы к ЕГЭ, мечтая повысить образовательный уровень нации?

Главное, что отличает нынешнее подрастающее поколение от всех остальных — компьютерное мышление. Пока что, если говорить серьезно, еще никто в мире не научился продуктивно работать с такими детьми. Закостенелый взгляд на систему воспитания и образования ведет только к тому, что они, эти несчастные дети, вынуждены заниматься приноравливанием к постоянно меняющейся системе образования. А дальше — куда вынесет, туда и идут.

Все это говорит не о том, что нынешние школьники плохо учатся и ничего не знают, а о том, что ни один светлый ум пока еще не додумался, как новых детей поставить на нужные рельсы, по которым они, со своими неординарными способностями, покатятся в будущее спокойно, не падая на каждом повороте.

В одном регионе страны, учитывая накалившуюся обстановку вокруг экзамена, на которую первым делом реагируют именно учащиеся, ввели серию весенних тренингов «Снижение тревожности у выпускников в процессе подготовки к ЕГЭ». Это нормально? Это говорит об успехе реформы?

Никто не отменял истину, что нет плохих учеников — есть плохие педагоги.

ЕГЭ — выявляет общий уровень знаний подростка по двум обязательным предметам (математике и русскому языку). Остальные предметы сдаются по выбору учащегося. Если выпускник планирует поступать в ВУЗ, ему надо заранее узнать требования к этим предметам в выбранном учебном заведении. Если же подросток планирует на этом свое образование окончить, сдавать ничего кроме обязательных предметов не надо.

Как считают учителя, находящиеся в оппозиции к введению ЕГЭ, новая методика выявления знаний приведет к тому, что в престижные вузы, где готовят блестящих специалистов, будут поступать посредственности.

Талантливый ребенок с нестандартным мышлением (а таких становится все больше) имеет все шансы завалить обязательный ЕГЭ. По мнению педагогов, такие дети, даже при обычном наборе исходных данных, решают поставленные задачи нестандартно. У них мозги другие. Они не зубрят материал, как это делают посредственности, а, пропуская через себя, находят новые решения, в то время как ЕГЭ продуман для ученика, не обремененного воображением и творческими способностями.

При такой ситуации, ученик с пусть и небольшим потенциалом, но отличный зубрила, может получить не в пример первому, отличный результат. Затем поступить в престижный ВУЗ, пока все «нестандартные» отправятся в армию или на заводы, не имея возможности продолжить обучение в каком-нибудь даже самом захудалом ВУЗе.

Специалисты, тем временем, выдают неутешительные прогнозы. В 2009 году до половины всех выпускников рискуют остаться со справкой о том, что они прослушали курс средней школы — ту бумажку, которую выдают тем, кто ЕГЭ не сдал.

загрузка...