В Москве состоялась премьера документальной ленты российско-американского режиссёра Светланы Паршиной — «360: вокруг света», повествующей о рекордном перелёте вокруг земного шара за 57 часов и 54 минуты.

Полёт состоялся ещё в марте, но только теперь документальный фильм, снятый режиссёром Ланой Паршиной, вышел на экраны кинотеатра. Для того чтобы побить прежний рекорд Стива Фоссета, команда 63-летнего итальянского пилота Риккардо Мортара выбрала один из первых бизнес-джетов — Sabreliner 65, который покинул сборочный цех 30 лет назад: в 1980 году. Самолёт-рекордсмен вот уже 15 лет принадлежит самому капитану Мортара.

Первый Sabreliner, родоночальник бизнес-самолетов, появился в 1958 году. Фактически это эквивалент американского военного истребителя T-39, использовавшегося в войсках морской пехоты и военно-воздушных силах США. Его крылья изготовлены из цельной стали на основе разработок для космических шаттлов. Серию 65 выпустили последней, из 76 самолетов почти все до сих пор в строю.

Sabreliner, принадлежащий Риккардо Мортара, сохранился практически в первозданном виде. У ранних самолётов Sabreliner были очень шумные турбореактивные двигатели, которым сегодня бы понадобились дополнительные установки. Но на 65-й серии уже появились турбовентиляторные двигатели, они до сих пор соответствуют всем авиационным нормативам.

После многомесячной подготовки — планирования маршрута, расписания перелётов, — 19 марта 2010 года Sabreliner 65 (вес 10 886 кг, максимальная скорость 879 км/ч) стартовал из женевского аэропорта Куантрен. Каждые 4-5 часов ему требовалась дозаправка, поэтому маршрут разделили на 10 этапов: с посадками в Абу-Даби (ОАЭ), Коломбо (Шри-Ланка), Макао (Китай), Осаке (Япония), Петропавловске-Камчатском (Россия), Анкоридже и Лас-Вегасе (США), Монреале (Канада), Кефлавике (Исландия) и Касабланке (Марокко). Светлана Паршина, режиссер, снимала на кинокамеру все перелёты и посадки.

Кроме Риккардо Мортара в команду вошли его сын Габриэль, в качестве пилота, и помощник пилота Флавиен Гудерцо. Пилоты особенно переживали за посадки в японской Осаке, славящейся сильными ветрами, а также в США и России, где даже для транзитного перелёта требуется оформление визы (аэропорт в Петропавловске-Камчатском вообще частично засекречен). Задержка из-за оформления документов в этих аэропортах могла бы нарушить расписание перелёта, а, следовательно, — правила, установленные для рекордов. Но 55 минут, проведённых в Петропавловске, оказались мелочью в сравнении с проблемами, возникшими при перелёте в Исландию. Именно в ту ночь, когда Sabreliner вылетел из Монреаля в Кефлавик, неожиданно проснулся вулкан Эйяфьятлайокудль, и все исландские аэропорты закрылись.

Мортара встал перед выбором — завершить полёт, «проиграв» рекорд, или всё-таки попытать счастья в других аэропортах. На перелёт до ближайшего — ирландского Шеннона могло не хватить горючего. Поэтому экипажу пришлось буквально «повернуть обратно»: в Канаду — в аэропорт Гус-Бэй, чтобы заправиться там и спланировать облет. Общая задержка составила 4 часа, и все же полёт был успешно завершён с дозаправками в Шенноне и Марракеше.

В общей сложности старенький, но очень надёжный Sabreliner 65 преодолел 36 900 км со средней скоростью 647 к/ч — это мировой рекорд в категории самолётов весом от 9 до 12 000 кг. При этом, несмотря на все неожиданности, Риккардо Мортара смог улучшить результат Стива Фоссета (на суперсовременном самолёте Virgin Atlantic GlobalFlyer, построенном специально для рекорда) на целых 10 часов.

Источник: www.nkj.ru

загрузка...