«Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется неспособной отразить удар противника с воздуха», – отмечал уже после Второй мировой войны маршал Г.Жуков. Со своей стороны, председатель Федерального управления системы ПВО ФРГ Э.Лампе, анализируя опыт той же войны, отмечал: «Конечно, с помощью ПВО войну не выиграешь, но без ПВО ее наверняка проиграешь». Это подтверждает и послевоенный опыт: США, потеряв во Вьетнаме от действий ПВО не менее 1294 летательных аппаратов за период с августа 1964 по февраль 1973 гг., проиграли эту войну. Наоборот, неспособность систем ПВО Ирака и Югославии противостоять современной авиации явилась одной из главных причин их поражения в локальных войнах 1991-2003 гг.

Войска воздушно-космической обороны (ВКО), защищающие воздушное пространство Москвы и всего Центрального района страны, готовятся к принятию на вооружение перспективной зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-500, которые создает концерн ПВО «Алмаз-Антей», сообщил 31 января Интерфакс.

Ссылаясь на командующего войсками оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны (ОСК ВКС) генерал-лейтенанта Валерия Иванова, агентство сообщает, что на охрану воздушного пространства Центральной России должны будут поступить в ближайшие годы такие новейшие оборонительные системы, как С-500 и «Панцирь-С».

Напомним, что еще в 2009 году главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин анонсировал появление новейшего зенитно-ракетного комплекса С-500. Тогда он сообщил о том, что «идет плановая работа по созданию новой системы противовоздушной обороны», для этого «задействованы наука и специалисты». Причем новая система ПВО, сказал он, будет не просто усовершенствованным продолжением наиболее современного зенитного комплекса С-400 «Триумф», находящегося на вооружении Российской армии, а явится образцом нового поколения военной техники. По словам других военных, С-500 будет во всех отношениях превосходить «Триумф» за счет большей компактности, маневренности и лучших характеристик по отражению средств воздушного нападения.

«Думаю, что эта система в ближайшее время появится», – заявлял тогда Зелин. И даже называл срок – 2012 год. Теперь же из заявления генерала Иванова следует, что появление С-500 откладывается как минимум до 2015 года. Впрочем, это само по себе не было бы уж такой большой проблемой: С-400 на сегодня, да и на обозримые годы тоже (как, впрочем, и его предшественник С-300), вполне могли бы обеспечивать воздушную безопасность страны.

Этот факт отмечают и представители «потенциального противника». В официальном письме Сенату, которое представил зампредседателя Подкомитета по Военно-воздушным силам США Джон Корнайн в том же 2009 году, отмечалось, что средства ПВО России достигли такого уровня, который фактически исключает возможность «выживания» авиации ВВС США в случае военного конфликта.

Противостоять российским системам ПВО С-300 ПМУ-2 «Фаворит» и С-400 «Триумф», по оценке Корнайна, не могут имеющиеся на вооружении истребители F-15, F-16, F/A-18, и лишь на тяжелый истребитель пятого поколения F-22 он возлагал некоторые надежды. И еще большие – на перспективные истребители пятого поколения среднего класса F-35. Впрочем, президент США Барак Обама прекратил финансирование обоих этих проектов, ссылаясь на экономию средств.

Однако и у нас нет особых оснований радоваться. Да, существующие зенитно-ракетные комплексы могут быть очень эффективны, но их стоит на боевом дежурстве очень мало. Высшие военные чины упорно стараются избегать конкретных данных, но если суммировать их недомолвки, то создается впечатление, что у нас пока есть только один зенитно-ракетный полк, оснащенный «Триумфами», который расположен недалеко от подмосковной Электростали. Правда, в СМИ упоминается, что министр обороны Сердюков якобы утверждал, что у нас есть и второй такой полк в Подмосковье, но многие подозревают, что министр говорил просто о двух разных дивизионах одного и того же вышеупомянутого полка.

Кроме того, начальник Генштаба Николай Макаров говорил в конце 2009 года о развертывании комплексов С-400 на Дальнем Востоке. Но начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Волковицкий по этому поводу позже сказал, что дальневосточные рубежи прикрыты от возможных атак баллистических ракет малой дальности эффективными, но другими средствами ПВО.

Вдобавок и генерал Зелин проговаривался, что в 2010 году планировали ввести в строй 5 дивизионов «Триумфа», но потом «этот процесс был перенесен на более позднее время», что вызвано «не столько организационными, сколько техническими» причинами. «Технические» же причины очевидны: пока, как признают в «Алмаз-Антей», отечественная оборонка может выдавать 30-35 таких комплексов в год. А требуется в 2-3 раза больше. И это притом, что наши высшие военные чины заявляют, что именно на комплексах С-400 и базируется основная мощь российской ПВО.

Вообще на форуме министерства обороны по данному вопросу всплыла очень любопытная информация. Т. е. все признают, что С-400 – комплекс замечательный, только с его ракетным вооружением не все однозначно. Генерал Волковицкий, например, вообще ушел от прямого ответа на вопрос, какая линейка ракет стоит на вооружении «Триумфа». Он заявил лишь, что она «достаточна для решения стоящих перед ЗРС задач». Генеральская лаконичность вызвала у некоторых экспертов предположения, что речь идет о зенитных ракетах 48Н6Е и 48Н6Е2, а также 9М96Е и 9М96Е2. Две из них – наследство ЗРК С-300ПМУ, две другие обеспечивают поражение на средней дистанции. А вот дальней ракеты на вооружении как не было, так и нет. То, что пока обозначается в документах «изделием 40Н6», до ума так и не доведено и все еще проходит испытания.

Глава московского Центра стратегических оценок Александр Коновалов вообще убежден, что работы над ракетой для установки все еще продолжаются. Пока же на новые комплексы поставляются те же «снаряды», что и на старые. И радиус действия С-400 остается точно таким же, как и у его предшественника, хотя речь должна идти о ракетах средней дальности – дальнего действия (СД-ДД).

По поводу этих сомнений гендиректор Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли высказался следующим образом: «Никогда не было никаких проблем с ракетой для С-400. В ноябре завершены предварительные испытания ракеты дальнего перехвата». Однако, по сути, возникших подозрений он не опроверг. Зато он пространно рассказал о том, что «Триумф» предназначен для борьбы с летательными аппаратами, выполненными с использованием технологии Stealth, малоразмерными крылатыми ракетами, а также баллистическими ракетами, радиус действия которых не превышает 3500 км, а скорость полета – 4,8 км/сек. С чем, собственно, никто и не спорил.

Подозрения, что определенное лукавство имеет место, подтверждают и слова генерал-полковника Зелина. Оценивая итоги испытаний системы С-400, проведенных на полигоне Ашулук (Астраханская область) в 2009 году, генерал сказал: «Несмотря на имевшиеся сложности (какие именно, генерал уточнять не стал. – Прим. КМ.RU), система успешно показала свои высокие возможности по уничтожению различных типов мишеней, в т. ч. имитирующих оперативно-тактические и тактические баллистические ракеты, а также крылатые ракеты. Поставленные задачи были успешно выполнены».

Вместе с тем, по его словам, те ТТХ, которые заложены в эту ЗРС, «пока еще недополучены». Поэтому, продолжил генерал, совместно с концерном ПВО «Алмаз-Антей» предстоит еще проделать большую работу, чтобы «необходимые результаты были достигнуты».

Короче говоря, с ракетой (а вернее сказать – ракетами) не все ладно. Правда, Ашурбейли, предупреждая сомнения, заверил, что ракетное вооружение для С-500 будет непременно разработано к 2015 году – когда закончится разработка и самого нового комплекса. Однако теперь и Зелин обнаружил свое неудовлетворение проводимой работой, в т. ч. и по С-500. «Как ведется разработка системы С-500, меня не устраивает. Хотелось бы, чтобы тот потенциал, который существует в концерне ПВО «Алмаз-Антей», был удвоен и даже утроен», – сказал главком.

А ведь именно с этим разрабатываемым комплексом военное командование связывает свои концептуальные планы. Как ранее сообщалось, С-500 должна будет стать качественно новой системой, которая должна будет представлять собой универсальную зенитно-ракетную систему дальнего действия и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны ПРО и предназначаться для перехвата баллистических ракет с дальностью до 3500 км на средних и близких расстояниях, летящих со скоростью до 5 км/сек. Согласно заявленным характеристикам, С-500 научат обнаруживать и одновременно поражать до 10 сверхзвуковых целей. Радиус действия С-500 составит 600 км.

Именно с вводом в строй этого комплекса связывается масштабная концепция создания глобальной системы воздушно-космической обороны России. По сути, в случае успешной реализации она должна была бы означать революционный переход от существующей в стране в очаговом виде системы ПВО – ПРО к глобальному воздушно-космическому зонтику.

Основой ее, как уже предполагается, должна будет стать система военно-космической обороны Москвы. По утверждению российских военных, задачи по защите от ударов из космоса для войск противовоздушной обороны не являются принципиально новыми: еще в Советском Союзе в зоне ответственности ПВО страны находилось в т. ч. и космическое пространство. Существующая система управления противовоздушной обороны уже адаптирована к управлению силами и средствами, которые способны работать и отражать удары из космоса. Она и была в свое время создана именно для этого. На сегодняшний день эта система сохранена и корректируется на новых принципах, новой технике и новой элементной базе, уверяют представители ВВС и ОСК ВКО.

А перспективное развитие оперативно-стратегического командования в системе воздушно-космической обороны государства должно привести к интеграции всех сил и средств ВКО, которые способны работать в воздушной и космической среде под единым управлением. При этом, как утверждают руководители ВВС и ВКО, сформированное на сегодня оперативно-стратегическое командование сохранило за собой главную задачу по противовоздушной обороне Москвы и охране воздушного пространства Центрального промышленного района. А это ведь не только столица, которую, честно скажем, не любят большинство прочих россиян. В данном случае речь идет о 1,3 млн кв. км, где на территории 23 регионов проживает до 30% населения страны.

В свою очередь, военный эксперт, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, обычно скептически отзывающийся о мероприятиях российского военного ведомства, в целом одобряет создание объединенного стратегического командования воздушно-космической обороны страны (ОСК ВКО).

«Новая система призвана объединить войска ПВО, ПРО и истребительную авиацию, элементы космической разведки и целеуказания. Около 50 000 человек, из которых 2000 круглосуточно несут боевое дежурство (2 экипажа истребительной авиации, 2 дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-400, 4 зенитно-ракетных полка, 12 радиолокационных комплексов), позволяют уже сегодня выполнять некоторые задачи воздушно-космической обороны», – отмечает Цыганок.

Но он же весьма критически высказывается о планах по введению в строй системы С-500: «Никаких данных о таком комплексе нет. Это, видимо, мечта Зелина. Можно сделать теоретическую интерполяцию. С-400 – это дальнейшее развитие идеологии С-300, т. е. более совершенное радиоэлектронное оборудование плюс более мощная ракета. Совершенствуя С-400 до некой модификации С-500, можно получить дальнейшее улучшение характеристик. Только есть ли смысл? Ведь С-400 – в большей степени противоракетный комплекс, чем противосамолетный.

Дальнейшее увеличение дальности и высоты полета (т. е. энергетики ракеты), конечно, повысит противоракетные возможности С-500, но поставит крест на многофункциональности: ведь стрелять по самолетам многотонной ракетой нецелесообразно. К тому же что говорить о С-500, когда в войсках еще практически нет С-400? Двух дивизионов зенитно-ракетных комплексов этого поколения явно недостаточно для организации воздушно-космической обороны даже только в районе Москвы, ограниченном Садовым кольцом».
Хрусталев Максим
Источник: news.km.ru

загрузка...