Ещё в 1997 году, возвращаясь домой после регаты, яхта Чарльза Дж. Мура (Charles J. Moore) попала в бесконечные дебри пластикового мусора. Мур предупредил об ужасающей находке океанографа Кертиса Эббесмейера (Curtis Ebbesmeyer) – и регион получил название «Восточное мусорное пятно» (Еastern Garbage Patch – EGP).

Большое тихоокеанское мусорное пятно (The Great Pacific Garbage Patch), или Тихоокеанский «мусороворот» (Pacific Trash Vortex) – это круговорот антропогенного мусора в северной части Тихого океана, расположенный примерно между 135° и 155° западной долготы и 35° и 42° северной широты. По своим размерам пятно в два раза превышает площадь Техаса.

Пятно характеризируется высокой концентрацией залежей пластика, химических осадков и другого мусора, «подхваченного» течениями Северо-Тихоокеанского круговорота. Несмотря на размеры и плотность, пятно не видно на фотографиях, сделанных со спутника, поскольку оно состоит из очень маленьких частиц, практически невидимых невооружённым глазом, и большая часть его содержимого «подвешивается» под поверхностью океана.

Существование мусорного пятна было предсказано в 1988 в публикации Национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA) США. Как и другие области океана с высоким содержанием мусора, Большое тихоокеанское пятно было сформировано океанскими течениями, постепенно сконцентрировавшими в одном месте выброшенный в океан мусор. Пластик попадает в водоворот со всей северной части Тихого океана, в том числе из прибрежных вод Северной Америки и Японии. Течения подхватывают отходы и перемещают их к центру водоворота, который уже не выпускает мусор за свои пределы.

Оценки площади «мусорного континента», состоящего из десятков миллионов тонн мусора, варьируются от 700 тыс. до 15 млн км2 (0,41% – 8,1% общей площади Тихого океана). 80% материала для «фундамента» пятна поставляется из наземных источников, ещё 20% – с палуб кораблей, находящихся в открытом море. Мур, посвятивший себя изучению проблемы, утверждает, что отходы с Восточного побережья Азии перемещаются к центру водоворота примерно за 5 лет, а с Западного побережья Северной Америки – за год или менее.

В отличие от отходов, подверженных биоразложению, пластик под действием света лишь распадается на мелкие частицы. При этом сохраняется полимерная структура, а распад идёт вплоть до молекулярного уровня.

Мелкие частицы пластика, которые невозможно увидеть невооружённым глазом, концентрируются в поверхностном слое океана. Их взвесь напоминает зоопланктон – в итоге живые организмы начинают употреблять мусор в пищу. Помимо прямого причинения вреда животным, плавающие отходы впитывают из воды органические загрязнения (ПХБ, ДДТ и ПАУ), которые не только являются токсичными, но и приводят к гормональному сбою у отравленного животного.

В апреле 2008 года Ричард Санденс Оуэн (Richard Sundance Owen), строитель-подрядчик и инструктор-подводник, сформировал Коалицию по очистке окружающей среды (Environmental Cleanup Coalition – ECC) для решения проблемы загрязнения северной части Тихого океана. ECC сотрудничает с другими группами с целью определения методов безопасного удаления пластиковых и стойких органических загрязнений.

В марте 2009 года был запущен проект по изучению и отчистке океанского пятна – Kaisei. Уже в августе два судна – New Horizon и Kaisei – отправились в экспедицию для исследования мусорного острова и определения необходимых средств для сбора и утилизации отходов.

В ходе экспедиция SEAPLEX группа исследователей из Института океанографии Скриппса провела 19 дней в океане. Учёные взяли пробы воды и распространили полученную информацию – это первые два шага, необходимые для начала процесса очистки.

А Дэвид Мейер де Ротшильд (David Mayer de Rothschild) всерьёз занялся The Plastiki – проектом строительства кораблей, – надеясь таким образом подчеркнуть важность вопросов необходимости отчистки и новых технологий переработки устойчивого пластика.

Источник: wikipedia.org

загрузка...