Хорошо известно, что в процессе одомашнивания у собак выработались способности распознавать человеческие сигналы коммуникации, включая указания руками, повороты головы и пристальные взгляды. Более того, часто социальное окружение детей и домашних собак в семье бывает одинаковым, и поэтому не удивительно, что есть сходства в их социальных стимулах.

Авторы провели два исследования, в которых они сравнивали достижения взрослых собак и двухлетних, а так же трехлетних детей, т.е. период развития детей, в течение которого они проявляют сходные реакции с собаками. Они исследовали способность собак и детей обобщать знакомые указательные жесты и неизвестные и делать вывод о том, что в данном случает новый жест является направляющим сигналом.

Всего в исследовании участвовали 15 собак, 13 двухлетних и 11 трехлетних детей. В первом тесте исследователи использовали комбинацию жестов пальцем или локтем для указания собакам места, где спрятана еда, а детям – где спрятана любимая игрушка. Они обнаружили, что собаки выбирают направление на основании части тела, которая более всего выступает из силуэта экспериментатора, даже если указательный палец показывает в другую сторону. Как и собаки, двухлетние дети не понимают значение указательного пальца, если он не выпячивается из силуэта. (В данных экспериментах локоть показывал обратное направление). Однако трехлетние дети уже успешно распознают все жесты.

Во втором тесте, исследователи использовали непривычные жесты в комбинации с пальцем, ногой или коленом. Все дети и собаки понимали указательный жест ногой, но только трехлетние дети смогли понять указательный жест коленом.

Авторы заключают, что «выступающая часть тела является основным намеком для определения направления у двухлетних детей и собак. Сходство в этих группах объясняется параллелью их эволюционной истории и процессов социализации в человеческом окружении».

Источник: sci-lib.com

Страницы: 1 2

загрузка...