В природе случаются ситуации, когда закон естественного отбора, основное эволюционное правило, выведенное Дарвином, перестает играть главную роль и уступает место правилу «пространственной сортировки», когда выживание становится лишь второй целью эволюции после оккупации как можно большего жизненного пространства. Об этом заявили австралийские биологи из Университета Сиднея, изучив эволюцию тростниковых жаб на своем континенте за последние 75 лет.

Тогда тростниковые жабы были завезены на северо-восток Австралии для того, чтобы справиться с засильем жуков-вредителей. Попытка оказалась неудачной, а сами жабы стали плодиться с невероятной скоростью, с каждым днем занимая все большие и большие территории. Ричард Шайн (Richard Shine), возглавляющие сиднейское исследование, обратил внимание на необычный характер мутаций, происшедших с тростниковыми жабами за эти десятилетия. Как и ожидалось, мутаций было множество – удлинились ноги, возросла выносливость и так далее, но все эти изменения вели к тому, чтобы жабы двигались быстрее и дальше, но никак не способствовали выживанию отдельных особей и даже препятствовали ему (например, длинные ноги приводят к травмам спины жаб).

Попадая на новые места, пусть даже изобилующие пищей, жабы не останавливались там, чтобы насладиться плодами завоеваний, а продолжали двигаться дальше. Это нельзя было объяснить естественным отбором, что-то другое направляло изменения, происходящие в этих животных. В поисках причин, которые заставляли тростниковых жаб превращаться в маленьких роботов по занятию новых территорий, ученые пришли к выводу, что в данном случае на первое место вышло обстоятельство, обычно остающееся в тени, – пространственный отбор.

Шайн объясняет это аналогией с гребной регатой. «Представьте себе лодочные гонки, где экипаж каждой лодки набран случайным образом, — говорит он. – Периодически лодки останавливаются, и гребцы, тоже случайным образом, перебираются на лодки своих соседей. В конечном счете лидером станет лодка с экипажем из гребцов, которые гребут быстрее всех остальных». Под гребцами Шайн понимает гены, под лодками организмы, а под регулярными пересадками с лодки на лодку – воспроизводство.

Быстрое распространение – один из старых добрых способов адаптации, позволяющих найти новые источники пищи и избежать перенаселения, но, как правило, он не становится во главу угла. В данном случае пространственная сортировка оказалась важнее борьбы за выживание, важнее оказалось быть более быстрым, чем более живучим. Выживание перестало быть самоцелью. Если мутации вдруг сделают кого-то стерильным, этот подвид вымрет, но на его место сразу придет кто-то другой – позади еще много лодок с замечательными гребцами.
Источник: cnews.ru

загрузка...