Тромбоз под контролем
Гуманитарные новости 25 Янв 2011Новый метод исследования крови позволяет с высокой точностью смоделировать процесс ее свертывания у каждого конкретного пациента, и оценить, насколько реальна угроза образования тромба и как он будет расти, еще прежде, чем тромб возникнет.
Современные методы диагностики не «видят» повышенную свертываемость крови; они способны только зафиксировать признаки уже идущего тромбоза. Отчасти это связано с тем, что исследование проводится в пробирке с полным перемешиванием: в пробирку добавляется активатор свертывания, перемешивается, и процесс начинается во всей пробирке сразу. В реальности происходит другое: свертывание активируется не во всех точках крови одновременно, а в одной конкретной точке. Этот подход позволил ученым из лаборатории физической биохимии крови Гематологического научного центра Российской академии медицинских наук под руководством Фазли Атауллаханова создать экспериментальную модель, которая имитирует процесс свертывания крови в организме и позволяет оценить «потенциал» крови конкретного пациента с точки зрения тромбообразования раньше, чем признаки «безмолвного убийцы», как часто называют тромб. Инновационный метод российских гематологов предсказывает как именно и с какой скоростью в крови конкретного человека будет расти сгусток. «Хороший» сгусток, как и «плохой», — метод одинаково точно предсказывает и тромбообразование, и кровотечения (например, при гемофилии).
Задача системы свертывания — предотвратить потерю крови при повреждении стенки сосуда. Для этого в крови есть белки, которые могут очень быстро превратить часть крови в желе, гемостатический сгусток, закрывающий повреждение как бы временной затычкой. Когда эта система дает сбой, сгустки могут образовываться не там где нужно (риск тромбоза), либо заметно меняется динамика их образования (при гемофилии, например, они образуются слишком медленно). Сигналом к свертыванию служит особый белок — тканевый фактор, который располагается на наружной стороне стенки сосуда. При любой «утечке» плазма крови вступает в контакт с клетками, несущими тканевый фактор, и запускается свертывание. В нормально работающей системе сгусток должен сформироваться нужного размера и только в месте повреждения, а сам процесс — не затронуть другие области кровотока. Механизм, который заставляет сгусток одновременно стремительно расти и «оставаться на месте», очень сложен: на то, чтобы приблизиться к его пониманию, у науки ушло более 20 лет (с момента открытия основных биохимических реакций в системе свертываемости).
Тканевый фактор давно и с успехом используется для исследования свертывания. Московские гематологи создали его имитацию — специально сформированное нанопокрытие. Толщина покрытия (20-30 нм) и его композиция подобраны так, что обработанная им поверхность активирует свертывание такой же интенсивности, как та, что была бы в месте повреждения стенки сосуда.
Плоская тонкая прозрачная кювета с образцом плазмы крови и добавленным в нее веществом, предотвращающим запуск свертывания при контакте со стенками кюветы, помещается в водяной термостат и нагревается до естественной температуры тела. Затем в кювету помещается вставка с нанопокрытием — тканевым фактором. Его контакт с плазмой крови запускает свертывание, которое начинает распространяться от покрытия вглубь плазмы. Кювета освещается монохроматическим излучением, и рассеянный сгустком и плазмой свет, проходя через оптический фильтр и систему линз, попадает на матрицу цифровой фотокамеры, которая фотографирует процесс с фиксированным интервалом времени между кадрами. Эта серия фотографий показывает, как менялись размеры, форма и плотность сгустка во времени. Затем данные обрабатываются на компьютере, и на их основе можно рассчитать целый ряд параметров, описывающих динамику свертывания данного конкретного образца крови: как скоро после контакта сгусток начал расти, его начальную и стационарную скорость, плотность, и другие. Параметры пространственной динамики свертывания, в отличие от данных, полученных перемешиванием в пробирке, позволяют собрать информацию обо всех физиологических стадиях процесса свертывания в организме: активации, росте и остановке.
Всего создано около десяти лабораторных образцов прибора «Тромбоимиджер», которые успешно используются в научных лабораториях России, США и Франции. Показано, что прибор эффективно диагностирует нарушения свертывания любой природы: как врожденные, так и приобретенные, связанные с сепсисом, воспалениями, онкологическими заболеваниями, хирургическими вмешательствами, массивными кровопотерями и т.д.
Медики, и российские, и зарубежные, проявляют к новому методу большой интерес. Но до его внедрения в клиническую практику предстоит еще пройти непростой путь.
Для внедрения метода в клиническую практику в апреле 2010 года была образована компания «ГемаКор». Ей предстоит разработать серийную модель прибора, провести клинические испытания, регистрацию, сертификацию, разработать и написать методические рекомендации . По плану серийное производство приборов должно начаться в октябре 2012 года.
Общий бюджет проекта 1,1 млрд. руб. Основным инвестором выступает ГК Роснано, общий объем финансирования с ее стороны составит 545 млн. руб, включая коммерческий займ на 95 млн.руб. Первый взнос в уставной капитал компании «ГемаКор» составил 213 млн.руб.
Источник: www.nkj.ru