Артиллерия, как известно, своим огнем прокладывает путь войскам, в первую очередь пехоте и танкам. При этом она должна сопровождать их, занимая новые позиции по мере продвижения передовых частей. Высокий темп наступления в условиях современной войны требует быстрой смены огневых позиций, сокращения времени на перевод артиллерийского орудия из походного положения в боевое и обратно, облегчения работы орудийного расчета. Поэтому в последнее время появились так называемые самодвижущиеся орудия. Они представляют собой промежуточное звено между обычной, то есть буксируемой, и самоходной артиллерией.

Самодвижущееся орудие, как и большая часть других артиллерийских систем, снабжается колесным ходом и подвеской колес и, вдобавок, оборудуется автономным двигателем, трансмиссией, механизмами управления. Оно может передвигаться без помощи тягача с одной огневой позиции на другую, преодолевать естественные препятствия. Таким образом, эти артиллерийские установки по своим, как их принято называть, агрегатам самодвижения близки к автомобилям. Но, в отличие от них, у орудий такого типа двигатель не играет главной роли, так как для транспортировки на дальние расстояния, как правило, применяются колесные или гусеничные тягачи. Хотя и для них может потребоваться погрузчик.

Среди первых артиллерийских самодвижущихся систем, разработанных у нас, была 85-миллиметровая самодвижущаяся пушка, которую мы возьмем в качестве примера.

Она снабжена поршневым двигателем внутреннего сгорания (охлаждение воздушное), однотипным с мотоциклетным. Естественно, что двигатель имеет пусковую систему, электрооборудование и приборы питания. Топливными баками служат пустотелые станины орудия.
Трансмиссия, как и на автомобиле высокой проходимости, состоит из сцепления, коробки передач и демультипликатора, а также главного вала, соединяющего их с задним мостом. На ведущие колеса крутящий момент от заднего моста передается через карданные валы и бортовые редукторы. Для преодоления тяжелых участков пути, когда на первой передаче тяга недостаточна, включается понижающая передача демультипликатора.

Чтобы повысить проходимость, в конструкцию трансмиссии самодвижущегося орудия иногда вводят механизм блокировки дифференциала и самовытаскиватель. Блокировка позволяет всей системе двигаться за счет тяги только одного колеса, если другое из-за плохого сцепления с грунтом буксует. А самовытаскиватель действует как лебедка. С его помощью можно вытаскивать орудие, когда оба его колеса застряли или буксуют. Барабаны самовытаскивателя размещаются на дисках ведущих колес, а трос —на щите. С этой же целью используются еще цепи противоскольжения для ведущих колес.

Помимо механической трансмиссии на самодвижущихся орудиях может применяться гидравлическая передача.


Механизмы управления служат для изменения направления движения орудия, его скорости и остановки на подъемах и спусках. Подобно автомобилю, самодвижущееся орудие снабжается и рулевым управлением и тормозами. Управляемое (при помощи механизма автомобильного типа) третье колесо расположено у хоботовой части станины и, когда в нем нет нужды (при буксировке тягачом), может быть поднято. Водитель размещается на подрессоренном сиденье, которое установлено на кронштейне станины у хоботовой части.

Самодвижущиеся орудия буксируются с такой скоростью, на какую способны тягачи. При самостоятельном движении в положении «стволом вперед» они способны развивать 5—км/час, а в положении «стволом назад» —25 км/час. При этом на них можно перевозить и боевой расчет и ящики с боеприпасами. Если же орудие транспортируется на буксире, то боеприпасы и люди размещаются в кузове тягача.

Принцип самодвижения в артиллерии реализуется и в армиях других государств. Например, в США самодвижущиеся орудия считаются средством повышения мобильности буксируемой артиллерии на поле боя, причем средством экономически выгодным, позволяющим использовать уже имеющиеся в войсках или на складах буксируемые орудия.

На вооружении американской армии находится 155-миллиметровая самодвижущаяся гаубица с гидравлической трансмиссией. На станине ее лафета установлен 35-сильный карбюраторный двигатель. Водитель размещается по середине станины и действует двумя рычагами. Общий вес гаубицы —6400 кг, из них 500 кг приходится на агрегаты самодвижения. Своим ходом орудие перемещается по дороге со скоростью до 15 км/час, а допустимая скорость буксировки —80 км/час. Гаубица может разворачиваться на месте, что ускоряет наводку и обеспечивает круговой обстрел. Кроме того, она приспособлена для транспортировки по воздуху.

На вооружение противотанковых подразделений мотопехотных дивизий бундесвера (ФРГ) поступает 90-миллиметровая самодвижущаяся противотанковая пушка ПАК-90. На нижнем станке ее лафета, выполненном в виде коробчатой рамы, расположены силовой агрегат, рулевое колесо и органы управления двигателем, сиденья для трех номеров расчета, тормозная система, нижний откидной щит и ящики боеприпасов.

За границей считают, что при выходе из укрытия во время смены огневой позиции такое орудие может быть легко обнаружено наблюдателями противника. Поэтому пушка ПАК-90 рассчитана на скорость до 20 км/час.

Особое внимание уделено обеспечению возможности самодвижения орудия на труднодоступной местности. Для этого предусмотрены ведущие колеса большого диаметра (принцип арбы), а клиренс лафета сделан равным 380 мм. На сильно пересеченной лесистой и болотистой местности ведущие колеса могут действовать независимо одно от другого. Это достигается поворотом специальных рычагов. Общий вес орудия —около 5000 кг.

Движением пушки можно управлять и находясь рядом с орудием, так что водитель имеет возможность снять орудие с огневой позиции, будучи под прикрытием его щита.

Сегодня применение самодвижущихся орудий стало одним из важных способов повышения мобильности буксируемых артиллерийских систем непосредственно в районе боевых действий. При разработке их стремятся избегать сложности и дороговизны, присущих самоходным орудиям.

загрузка...