Ректор Бауманки о Сколково и молодых ученых
Гуманитарные новости 29 Мар 2011С каким научным проектом есть шанс попасть в инноград Сколково? Сравним ли российский инженер со своим европейским коллегой? Получит ли Россия новых Королевых и Шуховых? На эти и другие вопросы журналистов и читателей отвечали в ходе «горячей линии» в редакции «РГ» ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров и председатель совета молодых ученых Бауманского университета Станислав Юрченко.
Российская газета: Анатолий Александрович, «Российская газета» опубликовала закон о внесении изменений в миграционный учет иностранных высокооплачиваемых специалистов. Теперь у них не будет проблем с регистрацией и получением права на работу. Среди них — и преподаватели вузов. Для вас этот документ актуален?
Анатолий Александров: Безусловно, к нам приезжают иностранные профессора. Согласитесь, не очень правильно, когда уважаемый академик, приезжающий в Россию читать лекции в ведущих вузах по приглашению, вынужден выстаивать огромные очереди на регистрацию. Если мы их приглашаем с таким пиететом, то уважение надо выказывать повсюду, начиная, как говорится, от калитки. Это не случайные люди. И любые решения в отношении них нужно принимать заранее.
У нас, кстати, достаточно много встреч с коллегами из-за рубежа, которые не нуждаются в подобной помощи. Например, за последние полгода мы принимали четырех министров образования и науки. А буквально неделю назад к нам приехал по приглашению профессор Виктор Рыжий. Около 20 лет он работал в ведущих американских и японских университетах, большой специалист в области оптики, лазерной и инфракрасной техники. А теперь приехал к нам и, надеюсь, надолго. Мы создаем «под него» специальную лабораторию в центре фотоники и инфракрасной техники, его уже ждет коллектив.
Вопрос: Добрый день, меня зовут Даша, я из наукограда Реутово. Как вы думаете, почему некоторые российские ученые, которые живут и работают за границей, с недоверием относятся к успеху Сколково?
Александров: Сомнения есть не только у наших западных коллег, но и у наших соотечественников. И вот почему. Сам проект Сколково очень необычен. Задачи, которые он ставит — формирование уникальной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды, воспитание, создание новых традиций среди молодых исследователей, — таких задач раньше у нас никто не ставил. Когда люди впервые об этом слышат, сначала пожимают плечами, а потом пытаются разобраться, что же на самом деле там такое. Мы, кто участвует в этом проекте, безусловно, верим в его успех и очень активно работаем в этом направлении. Но то, что Сколково пользуется огромной популярностью среди молодежи сегодня — факт.
Станислав Юрченко: Действительно. Доказательством служит хотя бы то, что сайт Сколково постоянно перегружен, знакомые даже жаловались, что невозможно там оставить запрос, так как линия порой перегружена. Уверен, что разработчики в ближайшее время увеличат «проходимость» сайта, потому что интерес действительно высочайший. И это здорово.
РГ: Станислав, обычно в аспирантуре учатся по три года, а вам на подготовку и защиту диссертации хватило и трех месяцев. За такими талантливыми молодыми ребятами активно охотятся разные зарубежные компании и агентства. Многие из вашей группы уехали работать заграницу?
Юрченко: Может быть и были такие предложения, но точно знаю, что многие мои товарищи уже очень хорошо реализовались у нас в России. Я Бауманский закончил только два года назад, в 2009-м, и могу сказать, что самореализоваться и состояться в России это образование точно позволяет. Просто для этого нужно работать, любить свое дело и делать его изо всех сил. Меня тоже звали, когда был еще студентом старших курсов. Но я всегда спрашивал себя: зачем ехать и выполнять чью-то работу за кого-то? А свою работу я могу делать и здесь.
РГ: Анатолий Александрович, задача МГТУ как ведущего технического вуза — готовить главных конструкторов. А можно ли вообще научить изобретать?
Александров: Ответить на этот вопрос легко и сложно одновременно. Безусловно, навыки воспитываются, знания можно получить и можно научиться эти знания получать самостоятельно. Можно научиться методикам и стать очень неплохим специалистом. Но здесь как в музыке: музыкантов много, а гениальных мы можем посчитать по пальцам. Точно также и изобретательство. С этим нужно родиться. Конечно, улучшить конструкцию, разработать тот или иной узел умеют многие разработчики, и мы этому учим. Но когда есть еще природная жилка, то именно таких людей мы называем изобретателями. Их не так много. Талант не воспитывается.
Мария Агранович
Источник: rg.ru