В период второй половины 80-х годов произошло фактическое и юридическое освобождение культуры из капкана контролирующих государственных органов. Произошло «перечтение» некоторых авторов литературы периода Серебряного века. Доступными стали произведения ранее запрещенных авторов, таких как Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Булгаков, Николай Гумилев и других.

 

литература,

Доскональные исследования современных литературных критиков преподносят произведения Серебряного века во всей их сложности и многообразии, в условиях снятия идеологических рамок и запретов. Эта литература теперь предстала в своем органичном развивающемся статусе, обилие исследовательской информации завалило любопытного читателя. Некогда отвергнутая как пример эстетики и идеологии, литература начала 20 века вернулась к читателю и оказалась мощным прессом, вызывающим одновременно восторг и потрясение.

Сложная литературная палитра начала прошлого века требует внимательного и постепенного изучения, деликатного «прикосновения», а такое изучение и переосмысление произошло в постперестроечный период в кратчайшие сроки.

Этот период отмечен также огромным количеством мемуарной литературы. Влияние этой литературы на художественную литературу огромно. Следует отметить высокое качество мемуаристики, которая перешла из жанра собственно мемуарной литературы, потеряв свою былую документальность

Важность мемуарной литературы для понимания литературно – исторического процесса в целом, возможность заполнить «белые пятна» и просто эстетическую функцию этой ветви литературы трудно переоценить.

Рост издательств

В огромном количестве издаваемой и переиздаваемой литературы возникло множество издательств и литературных журналов, книжных магазинов – салонов, которые оказывали влияние на характер литературного процесса, популяризируя или освещая ту или иную грань направления. Толстые литературные журналы обрели неимоверную популярность, издавая возвращенную и новую литературу.

Понятие современной литературы свелось к направлению 90-х со своими связями и закономерностями внутри, однако же, более сложной организации. В кажущемся на первый взгляд, по утверждению критиков, литературном «броуновском движении» все-таки вырисовывается «единая система общей культуры».

Проблематика современного литературного процесса

Круг проблем очерчивается преломлением разнообразных культурных традиций мира, пребывающего в кризисном состоянии и претерпевающего стихийные и экологические катастрофы, эпидемии, терроризм, снижение планки нравственности, погружение в виртуальную реальность. Усугубляет ситуацию также исторический рубеж веков, переход из одной политической системы в другую, для русской литературы и литературы постсоветского пространства это изживание коллизий и клише советской культуры и социалистической идеологии.

Одной из существенных проблем постсоветского пространства является навязывание атеизма в воспитании не одного поколения. Подмена духовных ценностей не могла не отразиться на произведениях советской передовой литературы. По сравнению с русской классической литературой атеистическая литература не пытается проникнуть в глубины бытия, причины человеческих поступков и восхищаться чистыми человеческими порывами или сочувствовать слабостям, невинным проступкам, как это было скажем у Чехова. Писатель советской эпохи – холодный наблюдатель, прокурор, разделяющий происходящее на белое и черное. Причем все, что отклоняется от черты патриотизма и борьбы – черное. Еще один вариант не думать о реальности – жанр фантастики и приключений.

И сегодня не найдены ответы на вопросы: нужно ли вообще искусство, отделенное от божественного, от внутреннего мира человека. Следует поразмышлять над этим в свете того, что современная литература получила у критиков название «литературы конца времен».

 

загрузка...