45 лет назад советская станция совершила посадку на Луну
Гуманитарные новости 27 Фев 2011Когда я говорю своим знакомым, что живу на улице Бабакина, большинство спрашивают: «А кто он такой?» Между тем именно этому человеку мы во многом обязаны своими знаниями о ближайшем естественном спутнике Земли — Луне. Знания эти дались российским исследователям космоса очень нелегко. Да, о победах мы слышали и читали, но вот о том, что удачной оказалась не первая и даже не вторая попытка «подружиться» со строптивой Селеной, известно в основном специалистам. А победы связаны как раз с именем Георгия Николаевича и с Научно-производственным объединением им. С. А. Лавочкина, расположенным в подмосковных Химках.
МИМО ЦЕЛИ
Запуски к Луне начались в первый же год космической эры, когда была создана и испытана новая ступень ракеты-носителя, позволившая достичь второй космической скорости и преодолеть земное притяжение. В 1958 году были предприняты три попытки отправить космический аппарат к Луне, но все они оказались неудачными. Наконец 2 января 1959 года «Луна-1» все же отправилась к тезке. Но и здесь разработчиков ждало разочарование: из-за неисправности системы управления космический аппарат не сумел «прилуниться» — он прошел мимо спутника Земли на высоте 5965 километров. Утешением мог послужить лишь тот факт, что «Луна-1» стала первой «искусственной планетой» — рукотворным объектом, вышедшим на гелиоцентрическую орбиту. В мировой прессе она получила название «Мечта».
Кое-какую практическую пользу от нее и последовавшей за ней «Луны-2» исследователи все же получили: с помощью приборов, установленных на космических аппаратах, удалось «уловить» солнечный ветер (поток заряженных частиц, исходящий от нашего светила) и установить, что у Луны нет магнитного поля.
МУДРОЕ РЕШЕНИЕ
Можно представить, как был раздосадован Королев — ведь именно его КБ разрабатывало аппараты и отправляло их в космос. Но у него хватило гражданского мужества и человеческой мудрости, чтобы понять: в одиночку все сделать невозможно. Луна и планеты были любимыми детищами Сергея Павловича, однако любовь оказалась без взаимности: все запуски, в том числе и к Венере, и к Марсу, закончились неудачей, кроме «Луны-3», сфотографировавшей обратную сторону строптивой Селены. В течение нескольких лет начиная с 1962 года мягкую посадку на нее в рамках программы Е6 совершить не удалось, хотя было осуществлено 11 пусков.
Королев решил не испытывать судьбу дальше и сосредоточиться на пилотируемых полетах. Мстислав Келдыш, возглавлявший тогда Академию наук СССР и ряд космических программ, поддержал его, и они вместе стали отстаивать позицию «разделения труда» между конструкторскими бюро перед высшим руководством страны.
После долгого обсуждения перспектив развития космических исследований было принято решение передать лунную тематику в НПО им. С. А. Лавочкина. Чашу весов в пользу химкинского предприятия склонил Келдыш — он был тогда научным руководителем проекта «Буря» — первой в мире сверхзвуковой крылатой ракеты, оснащенной системой астронавигации, — которым занималось НПО, и прекрасно знал творческие возможности коллектива. Идеи, конструкторские решения, технологии, новейшие материалы, заложенные в конструкцию «Бури», на десятилетия опережали время…
В ЯБЛОЧКО!
Бабакин не подвел. Конечно, основой разработок его конструкторов послужили заделы королевцев, но химчане скрупулезно отработали всю техническую документацию, устранили недочеты, и уже в феврале 1966 года автоматическая станция «Луна-9» осуществила мягкую посадку в Океане Бурь. Главным результатом проекта стала первая в мире круговая фотопанорама поверхности любимого поэтами и композиторами спутника Земли. Изображения отличного качества позволили разглядеть даже мелкие детали и уже на первых этапах анализа составить довольно полное представление о структуре лунного грунта. А показания прибора для регистрации корпускулярного излучения убедили в том, что радиоактивность лунной поверхности близка к земной. Это была победа.
Лунная программа продолжалась до 1976 года, и основные ее достижения — прежде всего «Луноходы» — были связаны с именем Бабакина. Но об этом разговор впереди. В последнее время к спутнице Земли начали проявлять интерес Япония, Индия, Китай. Пробудился он и в России, и в США. Соревнование государств в космосе выходит на новый виток.
А историческая справедливость состоит хотя бы в том, что на одном из домов улицы Бабакина в Химках есть мемориальная доска, из надписи на которой каждый проходящий поймет, что Георгий Николаевич был выдающимся конструктором авиационной и космической техники.
Надежда СИДОРКИНА
Источник: kp.ru