Скачать 120 годовщина провозглашения анафемы графу Л.ТолстомуИдея провозглашения анафемы, или отлучения от церкви, русского писателя принадлежит Победоносцеву и целью ее был совсем другой эффект, а не тот, который она приобрела. В случае с запретом религиозных публикаций к изданию, а также преследование инакомыслящих сторонников взглядов Толстого в обществе возник интерес к этим взглядам, и, как следствие, их популяризация. В высказываниях о церкви Толстого интеллигенции стала видеться та правда, которую государство и официальная Церковь скрывала от народа.

Отлучение от Церкви должно было послужить для избежания недоразумений среди народа, который заметил симпатию интеллигенции к идеям Л. Толстого.

Новость о суждении Синода по поводу русского писателя планировали напечатать «Церковные Ведомости» перед празднованием Недели православия.

В конце «Определения», редактированного Антонием, говорилось: «…молимся, чтобы дал ему Господь раскаяние и разум в истине, а также обращения к святой Церкви».

Толстой был удивлен лояльностью «Определения», и в своем ответе Синоду даже выразил свое недовольство тем, что не был отлучен на законном основании, а вместо этого признан блудным сыном, который может вернуться.

Толстого возмутила сосредоточенность отцов Церкви на его персоне, при том, что почти все интеллигентные люди России также разделяют критическое отношение к церковным порядкам и не скрывают этого.

В день, когда было опубликовано «Определение», Лев Толстой услышал в спину возглас: «Вот дьявол в человеческом облике», в ответ многие закричали: «Ура великому человеку, Ура, привет, великий человек, Лев Николаевич!»

Толстой говорил: «Верования свои я так же не могу изменить, как и свое тело, поэтому иначе верить я не могу».

Ответ Священному Синоду до сих пор актуален своей критикой церковной системы.

 

 

 

 

загрузка...