В пчелином мире бушуют шекспировские страсти. Августейших особ там убивают ни за что, да и сами эти особы не гнушаются кровавыми преступлениями. К такому выводу можно прийти, если вслед за бельгийским эволюционным биологом Томом Венселеерсом (Tom Wenseleers) поехать в Бразилию и там в лабораторных условиях три года подряд наблюдать за жизнью королев пчел.

У пчел, как правило, королевами не рождаются – колония сама решает, какую личинку выбрать в качестве будущего монарха, поместить ее в большую ячейку и по-королевски кормить, чтобы она впоследствии откладывала яйца, переложив на дочерей все остальные дела. Но такая демократия соблюдается не везде. Например, у безжальных пчел Melipona scutellaris пчелы-королевы с самого начала физически отличаются от рабочих пчел – брюшко у них намного крупнее, головка, напротив, меньше, и на ногах нет корзинок для сбора пыльцы. Проблема в том, что королевой у пчел Melipona рождается каждая пятая, и трон достается одной из них после жесточайшей внутриусобной борьбы. Потерпевших поражение соперниц ждет незавидная участь – чтобы ликвидировать потенциальную угрозу для победительницы, их убивают рабочие муравьи, откусывая им головы и выбрасывая на помойку.

Однако некоторые урожденные королевы умудряются выжить, покинув свой улей и силой захватив трон в соседнем. Это открытие Венселеерс с коллегами сделал совершенно случайно, наблюдая за поведением королевы-беглянки. Дальнейшие исследования показали, что практика узурпации трона августейшими беглянками весьма распространена. Три года они отслеживали генетику пчел-королев, занявших трон после того, как царствующая королева умрет или ее просто заберут из улья. Они имели возможность убедиться, что часто у пришлых королев есть весьма неплохие шансы победить местных соперниц в борьбе за вакантный трон. Как показал генетический анализ, каждая четвертая королева родилась не в том улье, которым правит.

Источник: vkurse.ua

загрузка...