Поскольку размеры мозга современных людей и неандертальцев сопоставимы, многие исследователи ранее предполагали, что познавательные способности этих двух видов были схожи. У людей, однако, внутренняя организация мозга играет большую роль в развитии когнитивных способностей, чем его абсолютный размер, и зависит от темпа и режима развития мозга.

Группа учёных из Института Макса Планка (Max Planck Institute) в Лейпциге на основе детальных внутренних измерений формы черепа во время индивидуального роста человека доказала, что различия в характере развития мозга неандертальца и современного человека играют решающую роль в умственном развитии.

Дискуссии о когнитивных способностях древних людей, как правило, сосредоточены на их внутричерепном объеме и материальной культуре (например, сложности процесса производства каменных орудий труда).

«Интерпретации археологических свидетельств остаются спорными, поскольку размер мозга неандертальцев и современных людей колеблется», говорит Жан-Жак Юблен (Jean-acques Hublin), директор департамента эволюции человека на MPI-EVA в Лейпциге, где проводилось исследование.

Юблен добавляет: «Наши результаты показывают, что биологические различия между современными людьми и неандертальцами могут быть связаны с поведенческими различиями».

Одним из ключевых элементов доказательства была реконструкция черепа новорожденного неандертальца. В 1914 году группой французских археологов был найден скелет ребенка-неандертальца в каменном убежище лё Мустье (Le Moustier) в Дордонь (Dordogne).

Эта находка была потеряна для науки более 90 лет, пока не была обнаружена среди музейных коллекций Бруно Морелем (Bruno Maureille) и сотрудниками музея. Восстановленные кости ребёнка в настоящее время находятся на постоянной экспозиции в Национальном музее древней истории (Musée National de Préhistoire) в Лез-Ези-де-Таяк-Сирей (Les Eyzies-de-Tayac-Sireuil).

Директор музея Жан-Жак Клейе-Мерль (Jean-Jacques Cleyet-Merle) позволил провести сканирование деликатных фрагментов скелета томографом с высоким разрешением. Используя компьютеры в лаборатории виртуальной реальности Института Макса Планка, Филипп Гунц (Philipp Gunz) и Симон Нойбауэр (Simon Neubauer) затем реконструировали ребёнка-неандертальца из кусочков оцифрованной информации, как и в трехмерной головоломке.

«Лицо неандертальца на момент рождения больше, чем лицо современного новорожденного ребенка. Однако большинство различий в форме черепа развиваются уже после рождения», объясняет Гунц. Новорожденные неандертальцы, как и современные дети, имели удлиненную форму головы, но у нынешних новорожденных голова становится более округлой в течении первого года жизни. Поэтому современные люди и неандертальцы во взрослом возрасте достигали большего размера мозга разными путями.

Видовые различия между взрослым неандертальцем и взрослым человеком возникающие в процессе развития, имеют решающее значение для понимания различий в структуре мозга, также могут лежать в основе развития потенциальных когнитивных различий.

Это исследование показывает, что современные люди имеют уникальную модель постнатального развития мозга, которая отделяет нас от наших ближайших родственников, неандертальцев. При сравнении генома неандертальца и современного человека был выявлен ряд областей, содержащих доказательства положительного отбора в пользу Homo Sapiens, то есть выбор происходил после раскола между современными людьми и неандертальцами. Три из этих, вероятно, будут важны для развития мозга, так как они влияют на психическое и умственное развитие.

«Наши выводы имеют два важных последствия», говорит Филипп Гунц. »Мы обнаружили различия в характере развития мозга, которые могут способствовать когнитивным различиям между современными людьми и неандертальцами. Может быть, это открытие сможет рассказать нам больше о нашем собственном виде, чем о неандертальцах, и мы надеемся, что наши выводы помогут определить функции некоторых генов».

Источник: physorg.com

Страницы: 1 2

загрузка...