Скачать Тайна чучелаПри реконструкции витрины в Государственном Дарвиновском музее в подставке чучела гориллы найдены старинные документы.

В октябре 2010 года в Дарвиновском музее завершилась полная реконструкция самой большой витрины «Тропический лес». Во время реставрации в подставке чучела гориллы работы Ф.Е. Федулова, был обнаружен бесформенный бумажный ком, отличавшийся от остального набивочного материала качеством бумаги.

В 1914 году лучший таксидермист Дарвиновского музея Филипп Евтихиевич Федулов приступил к изготовлению чучела гигантской гориллы. Работа была кропотливая, но интересная: Федулов продумывал и подбирал каждую деталь – от повелительной позы до «выражения лица» будущей гориллы. За несколько месяцев он настолько «породнился» со своим детищем, что с удовольствием позировал подле чучела фотографам в таксидермической мастерской, а позже даже при полном военном обмундировании.

Из-за начавшейся Первой мировой войны Федулову пришлось оторваться от дела своей жизни. Однако дважды, в 1915 и в 1916 годах, он получал кратковременный отпуск – по случаю награждения первым и вторым Георгиевскими крестами. Это время с неистощимой энергией и энтузиазмом, граничившим порой с маниакальностью, таксидермист отдавал труду над захватившим его воображение чучелом гориллы. Работу удалось закончить, долгие годы экспонат хранился в Дарвиновском музее в здании бывших Высших женских курсов и, наконец, в 1995 году горилла поселилась в витрине «Тропический лес» уже в новом, собственном здании музея на улице Вавилова, где и хранила свою тайну вплоть до последней реконструкции витрины.

Найденные документы относятся к 1881-1895 годам и представляют собой отрывки из черновиков рукописи о птицах Кавказа и часть переписки известного орнитолога конца 19 – начала 20 веков Федора Карловича Лоренца (1842 – 1909). В начале прошлого века их сочли не представляющими особой ценности и использовали как наполнитель подставки вместе с упаковочной стружкой и бумагой. Сегодня, более чем через сто лет, они служат бесценным источником сведений о повседневной деятельности Федора Карловича Лоренца, о его научной и творческой работе.

Пожалуй, самая трогательная среди бумаг — это письмо Лоренцу от директора Уманского училища земледелия и садоводства с просьбой проконсультировать по составлению «небольшой учебной коллекции чучел … млекопитающих и птиц, по преимуществу имеющих отношение к сельскому хозяйству». В конце письма скромная приписка — училище весьма ограничено в средствах, но, несмотря на это, рассчитывает на сотрудничество. Письмо написано 20 января 1883 г.

Всего найдено 13 документов: пожелтевшие от времени и изрядно помятые, они все же вполне читаются и обладают большим музейным и историческим потенциалом.

У Лоренца не было специального биологического образования, да и полноценного образования вообще. Увлечение охотой, желание сохранить трофеи и интерес к изучению природы сделали сына ткача, закончившего всего три класса, выдающимся натуралистом-препаратором, а научная школа таксидермии Ф.К. Лоренца превратила кустарное ремесло «набивки чучел» в уникальное искусство и важнейший источник научных экспонатов для музеев и частных коллекций. Чучела, представляющие особую ценность, передавались не только в музеи, но и крупным ученым, а некоторые Федор Карлович оставлял себе. Коммерческий расчет при этом не играл никакой роли. Федулов, создатель чучела гориллы, был лучшим учеником Лоренца, а основатель Дарвиновского музея А.Ф. Котс — многолетним другом и соратником.

По информации Дарвиновского музея
Источник: www.nkj.ru

загрузка...