Регулярные исследования Антарктиды начались более полувека назад. Наверняка немногие знают, что белорусы участвовали в них с самого начала, в составе советских антарктических экспедиций. А с 2007 года Беларусь присутствует на этом континенте как суверенная страна. В какую сумму обходится белорусскому правительству это «присутствие»?

Последний белорус, который принимал участие в советской экспедиции, вернулся на родину в 1992 году. Только родина уже была другая. Уехав из Советского Союза, он приехал в Республику Беларусь. Которая, кстати, после объявления независимости надолго отложила исследования Антарктиды.

В 2006 году мировое научное сообщество отмечало 50-летие с начала регулярных исследований Шестого континента. Для Беларуси это событие стало толчком к возобновлению антарктических экспедиций уже под красно-зеленым флагом.

19 июля того же года официально вступил в силу подписанный президентом Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Договору об Антарктике». Учрежденный в Вашингтоне в 1959 году ведущими мировыми державами, этот договор придает Антарктиде статус нейтральной территории и подразумевает ее использование исключительно в мирных целях. В систему Договора входят 48 государств, 28 из них являются Консультативными сторонами.

Именно получение этого статуса является главной целью белорусских полярных исследований. Как Консультативная сторона мы сможем влиять на принятие решений относительно будущего Антарктики. Однако данный статус присваивается только тем странам, которые ведут регулярные исследования континента и имеют там собственную «точку опоры» – станцию или базу. Поэтому в 2006 году была утверждена госпрограмма «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2007-010 годы и на период до 2015 года».

Она предусматривала выделение 15,44 миллиарда рублей на исследования Антарктиды в 2007-2010 годах. Из них 7,65 миллиарда были запланированы на капитальный ремонт и обустройство белорусской антарктической станции, на создание системы научного мониторинга планировалось направить 2,55 миллиарда рублей, а на довольствие полярников – 2,79 миллиарда. В эту статью расходов входит и зарплата исследователей.

Кстати, о зарплате. Исполняющий обязанности начальника государственного учреждения «Республиканский центр полярных исследований», руководитель национальных антарктических экспедиций Алексей Гайдашов отметил, что «белорусский полярник в Антарктиде получает зарплату, сопоставимую с зарплатой квалифицированного строителя».

В Государственной программе на 2011-2015 годы вопрос материального обеспечения полярников записан отдельной строкой. Как следует из документа, «заработная плата с начислениями» троих белорусских полярников (все цифры выведены из расчета 3 человека штатного экспедиционного состава) за пять лет составит 1,06 миллиарда белорусских рублей. Применив метод грубого подсчета, делим эту цифру сначала на 60 (количество месяцев), а потом на 3 (количество полярников). Получается 5,9 миллиона в месяц на одного человека «грязными». Если из этой суммы вычесть все обязательные отчисления в бюджет, то от нее останется едва ли половина.

Как выяснилось позже, по ряду причин (прежде всего это отсутствие юридически оформленного соглашения между Россией и Беларусью о сотрудничестве в Антарктике) оказалось невозможным рассчитаться с российской стороной за оказание логистических, в первую очередь, транспортных услуг. Поэтому фактически из выделенной суммы в 15,44 миллиарда белорусских рублей на полярные исследования в 2007-2010 годах была потрачена только половина.

Согласно новой госпрограмме, в проведение исследований и развитие системы научного мониторинга природной среды Антарктики планируется вложить 3,5 миллиарда рублей, а в материально-техническое обеспечение деятельности полярных экспедиций, содержание инфраструктуры и финансирование транспортных схем, а также на административную поддержку — 4,038 миллиарда рублей.

Расходы на логистику требуют отдельного разговора. Как сообщил Алексей Гайдашов, до Антарктиды белорусы обычно добираются на российских ледоколах попутно. «Не важно, плывет ли на корабле 100 человек или 105. Зафрахтовать собственный ледокол стоит около 100 тысяч долларов в день. А чтобы добраться до Антарктиды и там разгрузиться, нужно 3 недели, а то и месяц. Это 3 млн долларов. Другое дело, ездить с россиянами. Им мы заплатим, например, не 100, а 10 тысяч долларов в сутки за попутную доставку людей и грузов. И это будет уже 300 тысяч, а не 3 миллиона».

Однако соль в том, что белорусские полярники юридически не имеют права платить российским коллегам. «И они, и мы относимся к государственным бюджетным организациям, которые не имеют правовой основы оказывать услуги и перечислять за это друг другу деньги. Пока пытаемся производить взаимозачеты путем участия специалистов обеих сторон в экологических, логистических мероприятиях и обмениваемся результатами наблюдений в сфере научной деятельности. Однако долго это продолжаться не может, надо выходить и на экономические механизмы проведения расчетов за оказываемые логистические услуги. Это в гораздо меньшей степени будет ставить Беларусь в зависимость от транспортных и технических возможностей России и других стран — участниц Договора об Антарктике», — говорит Алексей Гайдашов.

Решить эту и многие другие проблемы двустороннего взаимодействия сможет заключение межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в Антарктике. После четырех лет многочисленных согласований «забрезжил свет в конце тоннеля» – в скором времени проект соглашения должен быть вынесен на подписание сторон.

Планируемые затраты государства на освоение Антарктиды в ближайшие 5 лет составят около 8 миллиардов рублей. Эта сумма почти в два раза меньше той, которая была выделена на исследования в предыдущие 4 года. Кроме того, новая программа была утверждена Правительством Республики Беларусь 10 мая 2011 года. Однако девальвация, объявленная Нацбанком 23 мая, требует серьезного пересмотра её финансовой части.

По мнению Алексея Гайдашова, как одного из основных разработчиков обеих госпрограмм, «крайне необходимо провести индексацию финансовых средств, выделенных на реализацию приоритетных задач программы, в первую очередь логистических мероприятий, связанных с проведением экспедиций и организацией собственной сезонной антарктической базы, а также мероприятий, направленных на развитие международного сотрудничества.

В противном случае может случиться так, что выделенные на науку средства будут тихонько «проедены» учеными, не покидая пределов Республики Беларусь, а отсутствие наших представителей в рабочих органах системы Договора об Антарктике и на международных антарктических форумах окажет негативное влияние на деловой и научный имидж Беларуси в мировом антарктическом сообществе и не будет способствовать достижению главной цели — получению нами статуса Консультативной стороны Договора об Антарктике».

Директор Института природопользования Александр Карабанов, принимавший участие в разработке госпрограммы на 2011-2015 годы, также считает финансирование недостаточным. «В 2011 году цифры не изменятся. Однако индексация на последующие годы, скорее всего, будет произведена. В конце года будем подавать заявку в Управление государственных программ», — сообщил Александр Карабанов.

Источник: news.tut.by

загрузка...