Когда залы дворцов Санкт — Петербурга и гостиные купеческих особняков Москвы еще освещались свечами, керосиновыми лампами и, в лучшем случае, газовыми рожками, в избах далекого уральского поселка вспыхнул настоящий электрический свет. 14 июля 1910 года первый ток дала гидроэлектростанция «Пороги» на реке Большой Озёрной (ныне Большая Сатка), берущей свое начало на Уральском хребте.



Сегодня туристы из Германии восхищаются долговечностью механизмов немецкого производства, а машинист Порожской ГЭС Сергей Калинин, прислушиваясь к шуму агрегатов, рассказывает: «Только представьте: это оборудование 1909 года. Мы сами его ремонтируем, а что не можем, в Сатке заказываем». Отчего же не чинить машины, если прабабушка российской энергетики продолжает исправно работать на уральской реке!
«Пороги» старейшая действующая ГЭС России. Есть еще более старая — построенная в 1903 году на реке Подкумке гидроэлектростанция «Белый Уголь». Когда — то она давала энергию для трамваев и уличных фонарей в четырех городах — курортах Кавказских Минеральных Вод, но сейчас там — музей. А самая первая российская ГЭС, возведенная в 1892 году для Алтайского Зыряновского рудника на реке Березовке, и вовсе не сохранилась.
В начале XX века Россия переживала бурный индустриальный подъем: стране требовалось все больше металла, причем не просто проката, а сплавов, обладавших совершенно новыми характеристиками и одновременно не слишком дорогих. И тогда талантливый горный инженер Александр Шуппе и надворный советник барон Феликс фон дер Ропп решили использовать практически дармовую энергию обильных уральских вод — найти подходящее месторождение железной руды поближе к реке (благо и того, и другого на Южном Урале хватало), построить при нем гидроэлектростанцию, а рядом и сам завод для выплавки ферросплавов. Последние были необходимы для получения высококачественной легированной стали и в те времена закупались за границей.
В1904 году Шуппе, бывший тогда управляющим Троице — Саткинского казенного железоделательного и чугуноплавильного завода, начал изыскания по берегам Большой Озёрной и нашел все, что было нужно: залежи железняка с высоким содержанием хрома и кварцит (практически чистая окись кремния), а также сужение речной долины между хребтами Уары и Чулкова, позволявшее перегородить реку плотиной. Через четыре года инженер стал одним из основателей Уральского электрометаллургического товарищества графа А. А. Мордвинова, графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе.
Барон фон дер Ропп позднее возглавлял Кыштымские заводы — флагман уральской металлургии. Граф Александр Мордвинов пропагандировал в стране автоспорт (в 1909 году он установил российский рекорд скорости — 131,5 километра в час — на Opel) и содействовал развитию автомобилестроения. Графиня Екатерина Мордвинова заботилась о детях неимущих в Санкт — Петербурге. Известные в то время имена графа и графини, по — видимому, и были призваны привлечь капитал для нужд товарищества. А сам Александр Шуппе снискал всеобщее уважение как организатор первого в России производства огнеупорных материалов на основе местного, уральского, магнезита — Товарищества «Магнезит» в Саткинской даче Златоустовского горнозаводского округа.
В 1908 году в том месте, где на горной реке пенились два порога — водопада, в 35 верстах от горнозаводского поселка Сатка (ныне районный центр Челябинской области), приступили к возведению плотины и электрометаллургического завода. К строительству были привлечены рабочие близлежащих заводов, а также башкиры и крестьяне из окрестных деревень, включая довольно экзотических поселенцев — сектантов различного толка (австрийцы, поморцы, полушкинцы, перекрещенцы). Кладку плотины доверили вести опытным каменщикам, выписанным из Пскова.
Длина плотины по гребню составила 125 метров, высота — 21 метр. В 1910 году турбины гидроэлектростанции в урочище Пороги закрутились. Для завода и ГЭС было завезено новейшее и лучшее оборудование того времени, изготовленное по индивидуальному заказу: три турбины, произведенные немецкой фирмой Briegleb, Hansen & Со. и швейцарской Brown, Boveri&Cie; мостовой кран и подъемные механизмы затворов английский фирмы Tangyes, обслуживавшей строительство величайших мостов мира (таких как Harbour Bridge в Сиднее); французские дуговые сталеплавильные электропечи системы Поля Эру, который их, собственно, и изобрел. Интересно, что срок договора на аренду земельного участка под завод и электростанцию, заключенного товариществом с российской казной, истек всего пять лет назад. Одна десятина обходилась товариществу в один рубль в год, а использование водяной силы реки — в 500 рублей в год. Все затраты окупились с лихвой, поскольку завод производил ежегодно до 40 тысяч пудов (640 тонн) сплавов железа с кремнием и хромом — довольно значимая для тех лет цифра. Готовую продукцию разбивали кувалдами на куски, укладывали в бочки и вывозили на подводах за 18 верст, на железнодорожную станцию Бердяуш. Кстати, ферросплавы были получены в России впервые и до 1931 года только в Порогах и производились
Один из последних генеральных директоров комбината «Магнезит» в Сатке, прямого наследника другого детища Шуппе — Товарищества «Магнезит», Виктор Загнойко построил рядом со старушкой ГЭС одноименную гостиницу. Гостиница зарабатывает для живого памятника, станция обеспечивает ее энергией. «Турбины крутятся как могут, и мы крутимся как можем», вздыхает он.

Большая коллекция рецензий на фильмы, комментарии экспертов и критиков. Киноафиша, новости из мира кино, интересные факты со съёмочной площадки.

загрузка...