Скачать Почему нынешние дети не умеют думать?

Сегодня, видимо, уже стало общим местом повторять, что нынешние школьники и студенты не умеют думать, что мыслят они исключительно по шаблону, что любой вопрос, который задан не теми словами, к которым они привыкли, ставит их в тупик, и на него получить ответ невозможно. Давайте же посмотрим, в чем причины всего этого, почему современные дети настолько лишены творческого начала, настолько не стремятся открывать новое, настолько не интересуются ничем. Ведь, казалось бы, что должно быть как раз иначе, потому что каждый год вводятся новые школьные программы, которые, как объясняют учителям и родителям, учат мыслить системно, воспринимать мир не как совокупность отдельных предметов и явлений, а в их всеобщей взаимосвязи. Что ж, давайте разберемся.

Основная причина происходящего – это то, что родителям все равно. Дети в большинстве своем предоставлены сами себе, а их развитие и обучение возложено на чужих дядь и теть, которые в лучшем случае хоть как-то нянчатся с детишками, а в худшем – предоставляют это делать всем хорошо известным радио- и теленяням (так и хочется написать “телепузикам”…), телевизору, компьютеру и улице. Разумеется, многие тут же возразят мне, что имеется масса развивающих программ: и по телевизору, и на компьютере. Посмотрите, как чудесно: оставив малыша перед голубым экраном, мама может делать то, что ей нужно, например, приготовить пищу, убрать в квартире.

Ребенок не требует внимания, его развлекают и развлекают без мамы. Но почему Вы считаете, что какие-то люди, которые придумали такое развлечение, лучше Вас знают, что нужно Вашему замечательному чаду, самому любимому и неповторимому. Самое плохое во всех этих методах обучения то, что они вообще не имеют обратной связи или имеют ее в недостаточном количестве и ненадлежащего качества. Ведь, обучая маленького человека чему-нибудь, нужно обязательно выяснить, как он понял материал, где испытывает затруднения, помочь ему разобраться с тем, что не получается, натолкнуть на правильные догадки. Никакой телевизор и даже компьютер этого не умеет. Тут важно живое человеческое общение! А мамы друг с другом со знанием дела обсуждают новые методики, позволяющие превратить их малыша в гения! Методика есть старая и очень давно проверенная: нужно больше времени проводить с ребенком, отвечать на все его вопросы, рассказывать ему обо всем, учить вглядываться вглубь, а не останавливаться на поверхности.

А дальше ребенок приходит в школу, где его начинают учить уже по новейшим разработкам для начальной школы. И тут мы видим следующую причину: учителям тоже все равно. А может быть, и не всем все равно, но им же очень доходчиво объяснили, что новые методы обучения – лучшие, что нельзя работать по старинке, что нужно воспитывать системное мышление. И человечек, окончивший начальную школу, совсем не умеет пересказывать, не понимает смысла прочитанного. Зато его память замусорена безумным количеством всяких наукообразных понятий (смысла которых он, конечно же, не понимает, и поймет нескоро), зато он уже научился рисовать картинки на компьютере, часами сидит “вконтакте” и является чемпионом по компьютерным играм. А родители считают, что их сын или дочка, опять же самые любимые и неповторимые, проходят курс очень сложных наук: ведь мы в начальной школе о таком и не слыхивали! И еще слышны бесконечные жалобы о страшной школьной нагрузке. Да, конечно, ведь выучить наизусть столько, сколько требуют сегодня в школе, невозможно! А понимание никому не нужно, и никто его с детишек, как правило, не требует. Разумеется, речь идет об общей ситуации, и есть еще герои-учителя, которые пытаются противостоять всему этому, обучая детей так, как считают нужным, а не готовя ребятишек к ЕГЭ и ему подобным тестам с самого первого класса.

Может быть, кто-то скажет, что в сложившейся ситуации ничего страшного нет. К сожалению, это не так. Человек, не умеющий творчески мыслить, находить ответы на нестандартые вопросы, подходить к проблеме с разных сторон в поисках ее решения, является просто исполнителем. И таких людей много. Но должен же быть кто-то, кто придумает идею, скажет исполнителю, что делать и как. Или мы будем вечно работать на чужого дядю и жить под его руководством, ведь сами не умеем!

Источник: study-land.ru

загрузка...