На сегодняшний день 70% людей, получающих образование в России, вынуждены за него платить. Если говорить о тех, кто получает первое высшее, то доля платных студентов составляет 53%, при учете того, что в законе «Об образовании» прописана норма, гарантирующая получение высшего образования за средства госбюджета, при условии поступления в ВУЗ по конкурсу. Правомерно ли сравнивать качество образования в государственных и коммерческих вузах, и каковы перспективы развития платного образования в России.

Российское образование – это сложный и запутанный организм. Финансирование этого организма зависит как от федерального бюджета (высшее образование), так и от регионального бюджета (среднее образование). Однако в ближайшие годы эта система станет совершенно иной, и прежде всего изменения затронут сферу высшего профессионального образования. Реформы коснутся структуры образовательных учреждений, содержания курсов, а так же позиционирования самого образования.

Чтобы отвечать требованиям и вызовам времени, российская высшая школа должна измениться, заявил заместитель директора департамента профессионального образования Минобрнауки Евгений Князев. Речь, в первую очередь, идет о повышении качества образования.

Образование – это услуга, поэтому оно не может быть бесплатным, заявил академик Российской академии образования Михаил Левицкий. Другой вопрос, кто за него платит: государство или потребитель.

Среднее образование, например, в рамках школьной программы гарантировано государством. И получение минимального объема знаний оплачивается за счет бюджета субъекта РФ. Обучение в лицее или колледже – выходит за рамки, обязательной школьной программы, а значит, уже не гарантируется государством. Здесь все зависит от возможностей местного бюджета. Есть у региона средства, тогда для школьников это образование будет бесплатным, нет – тогда повышение образовательного уровня придется оплачивать родителям учеников из собственного кармана. Тоже касается спортивных секций и различных кружков.

Если говорить о высшем образовании, то согласно действующему законодательству государство гарантирует 170 бюджетных мест в вузах на 10 тыс. населения. По данным на 2010 год, озвученным директором Института развития образования ГУ-ВШЭ Ириной Абанкиной, эта цифра составляет 226 бюджетных мест. Не смотря на это, половина российских студентов учится на контрактной основе.

Качество образования в меньшей степени зависит от формы оплаты (бюджетная или контрактная) и в большей степени зависит мотивации и способностей учащихся, заявила проректор по методической работе Финансового университета Нелли Розина. И государственные, и коммерческие вузы проходят одинаковый процесс государственной аккредитации и к ним предъявляются одинаковые требования, поэтому, в идеале, уровень образования выпускников должен быть одинаковым. Однако, в последние годы учащаются случаи, когда частные вузы демонстрируют более высокий уровень образования, чем государственные.

По данным Минобрнауки, в России 50% студентов оканчивают вуз, не получая диплома. Для сравнения, во Франции этот показатель равен 60%, в США – 35%, в Германии – 40%.

Зачастую, поступление в институт диктуется желанием получить диплом, как социальный приоритет, например при устройстве на работу, а не желанием получить знания или профессию.

Ни для кого не секрет, что диплом бакалавра менее привлекателен для работодателя, чем диплом специалиста или магистра. Повлиять на сложившуюся ситуацию, в первую очередь, может и должно Министерство труда. Ведь именно это ведомство составляет требования к кандидатам для занятия той или иной должности. Иными словами, если Минтруда докажет работодателю, что диплом бакалавра ничуть не хуже диплома специалиста, то 4-х лет образования современному студенту будет вполне достаточно для трудоустройства. С одной стороны, в России, по словам Ирины Абанкиной, от 60 до 70% вакансий связаны с сервисной экономикой, где диплома бакалавра вполне достаточно для успешного трудоустройства, с другой, соискателей с дипломом специалиста или магистра значительно больше, чем вакансий, где по-настоящему требуется данный диплом.

Сторонники болонской системы высшего образования считают, что диплом бакалавра дает выпускнику вуза большую свободу: пойти работать, продолжить обучение по данной специальности в том же вузе или же выбрать иное направление подготовки в другом университете. Есть только одно «НО»: 70% студентов для успешного трудоустройства достаточно диплома бакалавра, однако оставшимся 30% никак не хватит тех бюджетных мест, что выделены государством для магистров и аспирантов.

загрузка...