Скачать О ТРУДНОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИПоследний год в школе — время, наполненное заботами. Столько нужно узнать, сделать, завершить, начать… Столько пережить событий — важных, нужных, судьбоносных… И обязательно успеть определить свои пристрастия и интересы и выбрать будущую профессию.

Не будем обсуждать вопрос, может ли молодой и неопытный человек в 15-16 лет принять правильное решение о том, чем ему заниматься всю оставшуюся жизнь. В конце концов, профессию и специальность можно поменять, и не один раз. И все же большинство именно в этом возрасте определяет свою дальнейшую карьеру. А потому отнеситесь к этому как можно серьезней. Не стоит поступать в вуз лишь потому, что он расположен неподалеку. Нет смысла учиться специальности, по которой вы работать не собираетесь. Да и зачем поступать куда-то, исключительно чтобы поддержать подружку? Хотя история и знавала случаи, когда совершенно случайные люди поступали в театральный по ошибке, за компанию, а потом становились суперзвездами. Или когда шли учиться назло и добивались колоссальных успехов в выбранном деле. Но это скорее исключение, чем правило. И зачем, скажите, тратить еще пять лет жизни на то, к чему душа ну никак не лежит?

Если вы до конца не уверены, правильное ли направление обучения выбираете, попробуйте пройти тесты на профориентацию. Лучше это делать во время консультации с психологом-специалистом. Последний поможет интерпретировать полученные результаты и наметить список приоритетных специальностей. Что же представляет собой подобный тест? Чаще всего это разнообразные утверждения, с которыми соглашается или не соглашается респондент. Иногда вопросы повторяются, чтобы выявить несомненные склонности и избежать ошибок при подсчете результатов. Комплексные тесты включают в себя массу направлений. Например, физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, филология, журналистика, история, искусство, педагогика, электротехника и др. Во многих тестах есть задания на выявление личностных качеств или даже уровня интеллекта. Некоторые тесты нужно выполнить за строго отведенный промежуток времени, иногда временных границ нет и отвечать можно бесконечно долго.

По результатам определяется, имеет ли выпускник явную склонность к какой-то одной специальности или группе профессий. Возможен вариант, когда будет выявлена заинтересованность в нескольких, причем противоположных направлениях. В этом случае сделать выбор профессии гораздо сложнее, чем в первом. И иногда беседа с психологом позволяет найти «тайные ниточки», которые не отразились в результатах тестирования, и помочь выпускнику с выбором.

Результат теста включает в себя рекомендации по развитию слабых сторон и использованию сильных в определенных профессиях, сравнительный анализ с идеальными формулами профессий, список наиболее подходящих областей профессиональной деятельности, профиль способностей, интересов и черт характера. Пройти подобное тестирование в Москве можно, например, в центре тестирования в МГУ.

Профильные предметы
В конце года вам абсолютно точно предстоит сдавать выпускные экзамены, среди которых будут и необязательные, по выбору. Понятно, что выбирать лучше то, к чему лежит душа и что пригодится в дальнейшем. И готовиться лучше в течение всего года, а не в последнюю ночь: прочные знания не пропадают, их периодически лишь нужно «освежать».

Составьте небольшой список предметов, на изучение которых вы готовы потратить больше усилий, чем на другие. Естественно, включите туда те, по которым предстоит сдавать экзамены.

Школьные уроки — отличная возможность для учебы при одном условии: при наличии личной мотивации. Именно она будет заставлять вас выполнять досконально домашние задания, читать специализированную литературу, искать дополнительную информацию. Учителю наверняка будет лестно, что вы проявляете такое рвение к изучению его предмета, так что смело записывайте его в союзники. Он сможет помочь вам подобрать интересную литературу, предложит поучаствовать в предметных конкурсах и олимпиадах. Кстати, победы в последних значительно облегчают поступление в вуз.

Словом, проявите повышенный интерес к предметам, которые вам предстоит изучать не только в школе, но и в университете. Это облегчит и дальнейшее обучение, и подготовку к экзаменам. И откроет новые грани вашего нового, уже профессионального мира.

Список вузов
Когда направление обучения выбрано, пора составлять список университетов (или колледжей), где вам хотелось бы учиться. Для этого стоит запастись сборником «Вузы России», поискать информацию в интернете, пообщаться на форумах, чтобы понять, привлекателен ли для вас такой-то вуз. Периодически просматривайте специализированные газеты и журналы, обращайте внимание на рекламные объявления. Ознакомьтесь с рейтингами, не только общими, но и специальными: найти их можно, например, на сайте министра образования www.philippov.ru. Решите сразу, интересуют вас вузы исключительно государственные или есть возможность за образование платить.

Поскольку вы уже выбрали себе специальность, то из всего списка можно смело вычеркивать вузы непрофильные: в последнее время факультеты менеджмента или, например, финансов, не создал только ленивый. Но согласитесь, качественные знания вы получите только в специализированном вузе. Тем более что самые модные направления обучения в непрофильных вузах закрываются и лишаются государственного финансирования по вполне понятной причине: менеджеров и финансистов должны готовить экономические вузы, юристов — юридические, а аграриев, соответственно, сельскохозяйственные.

Некоторые исключают вузы из списка еще и по территориальному признаку, но на самом деле для образования местоположение роли не играет.

После всех манипуляций количество интересующих вас вузов уменьшится. Оставшиеся университеты лучше обзвонить и посмотреть, как они представлены в интернете: это немного расскажет вам о вузах. После этого, как правило, список еще немного уменьшается: интуитивно начинаешь чувствовать, где хочется учиться больше.

Дни открытых дверей и выставки
Ежегодно вузы проводят «дни открытых дверей», стараясь привлечь абитуриентов, представить направления обучения и ответить на все вопросы потенциальных студентов. Такие мероприятия — отличная возможность познакомиться с университетами изнутри, увидеть тех, кто, возможно, будет учить вас специальности, и задать вопросы, даже самые каверзные, преподавателям и студентам (последние обычно тоже присутствуют на подобных мероприятиях).

День открытых дверей может помочь в выборе, если вам приглянулось несколько вузов и вы все еще не решили, куда же лучше поступать. Правда, с введением ЕГЭ подавать документы можно будет во многие учебные заведения одновременно, но ведь это не значит, что вам все равно, где учиться. Процесс продолжительностью пять лет должен быть приятным и радовать.

Придя в вуз, вы сможете получить самую свежую информацию об условиях поступления (ведь из года в год они могут меняться). Совсем не лишним будет поговорить с нынешними студентами: от них можно узнать тонкости приема, подводные камни экзаменов, уровень преподавания и даже интересна ли студенческая жизнь вне лекций и зачетов. Побывайте в нескольких вузах, сравните впечатления.

Нелишним будет заглянуть и на образовательные выставки, проводимые ежегодно (зачастую два раза в год). Например, «Образование и карьера», «Международная ярмарка образования». На них вы тоже сможете получить первичную информацию об интересующих вас университетах. Кстати, частные вузы иногда на таких выставках разыгрывают бесплатные места и скидки на обучение. Да и государственные устраивают конкурсы, победив в которых вы попадете в разряд льготников. И на выставках опять же можно пообщаться со студентами, почитать студенческие газеты. И еще раз внести коррективы в составленный список вузов.

Подготовительные курсы и репетитор
Подготовительные курсы хороши тем, что готовят к поступлению именно в определенный вуз, хотя и обещают общую подготовку к экзаменам. Учась на подготовительных курсах, вы познакомитесь с преподавателями, узнаете о жизни университета, об экзаменах, сможете оценить, достаточен ли уровень ваших знаний для поступления и т.д.

Курсы бывают годичные и краткосрочные (например, полгода или три месяца). Основная их цель — подготовить абитуриентов к поступлению. Иногда «подготовленные» выпускники пользуются некоторыми льготами на экзаменах, однако скоро (опять же с введением ЕГЭ) этот вопрос отпадет сам собой. Подготовительные вузовские курсы — это шаг во взрослую жизнь, принадлежность к другому миру: вы уже почти студент.

Хотя есть мнение, что гораздо лучше и надежнее нанять репетиторов. Индивидуальный преподаватель необходим, если вы чувствуете, что не тянете, не справляетесь. Если признаетесь сами себе, что вам нужен контроль и проверка, что самостоятельно подготовиться не сможете.

Вузовских преподавателей, членов приемной комиссии, стоит приглашать и по другой, совершенно очевидной причине: они не только подготовят, но и помогут поступить. Правда, если ЕГЭ все же будет повсеместно введен, то старая добрая традиция с протаскиванием «своих» абитуриентов через приемную комиссию отомрет. Но вряд ли та же участь ждет самих репетиторов.

Другая возможность — школьные учителя-предметники, которые тоже с радостью предлагают (а порой просто навязывают) дополнительную подготовку за энную сумму в час. В таком случае именно школьнику, а не родителям решать, способен ли этот преподаватель подготовить в вуз, сможет ли он непредвзято относиться в учебное время к своему «источнику дохода». И еще важно, готов ли ученик заниматься именно с этим учителем.

Бывают репетиторы, которые занимаются этим делом профессионально, этим живут. О них можно узнать от друзей, знакомых, сослуживцев. Или из газетных объявлений и вакансий в интернете. Как правило, профессионалы с радостью предоставляют рекомендации и способны подготовить по своему предмету (естественно, при старании и хоть каких-то знаниях ученика) к отличному результату не экзамене. Выбирая репетитора, не бойтесь спросить, сколько лет он занимается индивидуальной подготовкой, каков процент поступления у его учеников (можно даже попросить разрешения позвонить некоторым из них).

Запасной аэродром
Абитуриент имеет право подавать документы сразу в несколько вузов и, соответственно, если даты экзаменов не совпадают, сдавать экзамены в каждый из них. Однако этот вариант слишком утомителен и сил требует нечеловеческих. С введением Единого экзамена можно будет рассылать его результаты хоть по всем вузам страны (или города), а потом выбирать, где же учиться. Но не факт, как писалось выше, что выбирать придется из тех университетов, о которых мечтаете вы. Не исключено, что вам будет предложено место в не самых престижных вузах.

Но пока действуют старые правила приема, советуем выбирать, по крайней мере, пару вузов и в них готовиться. Причем второй (третий) вариант — запасной — должен быть более простым для поступления.
Некоторые и вовсе не нуждаются ни в каких запасных вариантах: они готовы идти до последнего, лишь бы стать студентом определенного вуза. В такой ситуации очень важно действовать разумно. Например, одна абитуриентка, не поступив в желанный вуз, в течение года снова готовилась к экзаменам. А в это время училась в колледже: вышло, что «год без университета» закончился получением специальности. После она успешно поступила на выбранный факультет маркетинга и успешно там учится. Другая же так мечтала о МГУ, что пыталась поступить туда четыре года подряд, успев за это время поработать там же лаборанткой. Но, видно, не зря понадобилось столько времени — сил и знаний явно не хватало. Поэтому, уже поступив, она смогла проучиться лишь полгода и была исключена по результатам первой же сессии. Стоило ли тратить столько времени? А посему соизмеряйте силы и рейтинг вуза. Ведь ваша цель — получение высшего образования, а не звание вечного абитуриента.

Не поступив в вуз, можно остановить свой выбор на колледжах среднего профессионального образования (см. № 7-8, 2003). Многие считают, что туда поступают лишь неудачники, однако это не так. Колледжи учат профессии гораздо быстрее университетов. При этом почти всегда есть возможность продолжить обучение в вузе по укороченной программе.

Опыт работы
Учась в последнем классе, стоит поискать место для стажировки или подработки. Особенно это актуально для тех, кому предстоит выдержать творческий конкурс в институт, — для будущих журналистов, художников, музыкантов, актеров и т.д. Однако попробовать свои силы в выбранной области деятельности не помешает любому выпускнику. Во-первых, потому что вам в дальнейшем будет легче усваивать теорию, если вы многое уже попробуете на практике. Во-вторых, это шанс завести полезные знакомства и связи, которые в наше время очень ценны. И, наконец, это «проверка боем»: вы сможете понять, действительно ли вам подходит эта профессия, не ошиблись ли вы в выборе, нет ли смысла подыскать что-то другое.

Конечно, найти подобное место не так-то просто, даже если вы не претендуете ни на какое материальное вознаграждение. Поэтому начните поиски заранее, попросите помочь родителей, близких, знакомых родителей, знакомых знакомых… Объясните, что вам просто необходим практический опыт, что вы будете очень стараться, что не ударите «в грязь лицом». Приведите все мыслимые и немыслимые аргументы, проявите упорство. И удача обязательно вам улыбнется!

Можно искать работу в интернете, просматривать объявления в газетах, остановить свой выбор на частном секторе (репетитор, няня) или даже обратиться в кадровое агентство. Уточните, есть ли в вашей школе специалист, который занимается трудоустройством старшеклассников.

Приступая к поискам, решите, какую должность вам хотелось бы получить. Не пытайтесь прыгнуть выше головы, но и на откровенные «я вас возьму, только не знаю кем» тоже не стоит соглашаться. Например, если вы собираетесь учиться на маркетолога, то есть смысл устроиться в большой отдел маркетинга помощником. Пусть даже помогать придется самому младшему сотруднику, при определенном упорстве, наблюдательности и настрое на работу вы многому можете научиться.

Определите для себя время, которое вы готовы потратить на такое знакомство с профессией. Не забывайте — впереди выпускные экзамены и вступительный марафон. Оптимально, если вы будете стажироваться один, максимум два раза в неделю после уроков.

Когда подходящее место будет найдено, не филоньте и проявляйте максимальную заинтересованность. Тогда обязательно найдутся люди, готовые вам подсказать, научить, помочь. Стройте отношения так, как будто вам предстоит работать здесь долгое время. Кто знает, может быть в этой фирме вам суждено сделать карьеру.

Одноклассники
После окончания школы очень редки случаи, когда все бывшие одноклассники собираются вместе. Поэтому не упустите одну из последних возможностей: устройте праздник, например, свой день рождения, для всего класса. Ведь практически с каждым вы знакомы уже десять (а может и больше) лет. Каждый оставил в вашей жизни — школьной или личной — хоть какой-то след, пусть даже едва различимый. Собирая всех вместе, вы устроите праздник не только себе, но и каждому приглашенному.
На таком «сборище» можно веселиться по полной программе, танцевать до упаду и делать неожиданные признания. Подобные вечеринки — это шанс сблизиться, сдружиться еще крепче, почувствовать плечо товарища. И осознать еще раз, как тебя любят и ценят.

Устроив такой праздник, вы можете стать создателем хорошей традиции: другие тоже захотят отметить свой праздник всем классом. Осознание близкого расставания (у каждого появятся свои дела, новые знакомые, уже не будет времени так часто видеться) сплотит вас еще больше. И, возможно, после выпускного бала, вы еще ни один раз снова встретитесь все вместе.

Выпускной
Стоит заранее подумать о платье/костюме для выпускного вечера: они должны быть умопомрачительными и сногсшибательными. Потому что выпускной бал — событие исключительной важности. Это не просто прощание со школой. Вы расстаетесь с теми печалями и слезами, о которых знали лишь школьные стены, вы прощаетесь с той неописуемой радостью, что испытывали от успешно сданного экзамена или победы в школьной олимпиаде. Расстаетесь с шутками, которые понимал только ваш класс, а преподаватели все не могли взять в толк, над чем вы смеетесь. Вы оставляете здесь свои тайны, свои меняющиеся от класса к классу мысли, первую любовь и первую ненависть… Школа наблюдала, как из робкого малыша вы превращались в отстаивающего свои интересы пятиклассника, а потом, возможно, и в дерзкого подростка…

Словом, выпускной вечер — событие, достойное быть изумительно красивым, волнующим и запоминающимся. И вы должны блистать!

И конечно, в последний школьный год нужно гулять и веселиться, развлекаться и влюбляться. Чтобы потом вступить во взрослую жизнь радостно и немного взволнованно, с гордо поднятой головой. Последний год в школе — последние минуты детства. И пусть они станут одними их самых счастливых ноток вашей жизненной песни.

Рейтинг российских вузов Министерства образования РФ за 2002 год
1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
2. Санкт-Петербургский государственный университет
3. Московский физико-технический институт
4. Российский университет дружбы народов (Москва)
5. Томский государственный университет
6. Нижегородский государственный университет
7. Казанский государственный университет
8. Московский инженерно-физический институт
9. Ростовский государственный университет
10. Московский государственный лингвистический университет
11-12. Кабардино-Балкарский государственный университет
Южно-Уральский государственный университет
13-15. Воронежский государственный университет
Кубанский государственный университет
Новосибирский государственный университет
16-22. Башкирский государственный университет
Московский государственный областной университет
Российский государственный гуманитарный университет (Москва)
Саратовский государственный университет
Ставропольский государственный университет
Тульский государственный университет
Уральский государственный университет (Екатеринбург)
23-30. Государственный университет гуманитарных наук (Москва)
Дагестанский государственный университет
Дальневосточный государственный университет (Владивосток)
Мордовский государственный университет
Пермский государственный университет
Российский государственный гидрометеорологический университет
Тюменский государственный университет
Ярославский государственный университет

Ждет ли вас блестящая карьера?
Тест содержит вопросы Маркса Эггерта. На них следует отвечать только «да» или «нет» в зависимости от того, знаете ли вы ответ на поставленный вопрос. Если вы действительно хотите узнать, ждет ли вас блестящая карьера, то не торопитесь отвечать, а глубоко и детально обдумайте свой предполагаемый ответ. Разработчики теста советуют давать ответы в письменной форме:

1. Чего я жду от жизни?
2. В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?
3. Каковы мои конкретные цели в области карьеры: в этом году, в ближайшие три года (5,10)?
4. Что нового я узнал(а) сегодня, что может пригодиться мне для карьеры?
5. Как я могу произвести наилучшее впечатление о себе?
6. Как мне следует работать, чтобы добиться большего успеха и авторитета в глазах руководства?
7. Какие качества мне нужно в себе развивать и улучшать для карьеры?
8. Что я должен/на делать, чтобы поддерживать и повышать свою квалификацию: на этой неделе, в этом месяце, ежегодно?
9. На каких областях моей деятельности я должен/на сосредоточить свои усилия, чтобы получить желаемую работу и сделать карьеру?
10. Имею ли я преуспевающий вид? Что я делаю, чтобы выглядеть бодрым и здоровым?
11. С кем мне необходимо наладить контакты и как этого добиться с помощью друзей и знакомых?
12. Какие профессиональные знания и навыки потребуются в дальнейшем в моей работе?
13. Кто может дать мне наилучшие советы в области карьеры?
14. От чего следует отказаться в интересах карьеры?
15. О каком месте работы я мечтаю, о каком начальнике, о каком коллективе?
16. Как мне следует вознаграждать самого себя за старания и успехи в карьере?
17. Что является для меня наиболее важным стимулом в работе?
18. Какие этапы карьеры мною намечены?
19. В чем я добился/лась успеха и благодаря чему?
20. Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?
21. Достаточно ли усилий я прилагаю для достижения своих целей?

Подсчитаем результаты:
Ответ «да» более 90% — у вас есть все шансы сделать блестящую карьеру.
Ответ «да» от 80% до 89% — у вас есть шансы сделать блестящую карьеру, если вы найдете ответы на те вопросы, которые пока для вас затруднительны.
Ответ «да» от 60% до 79% — результат свидетельствует о проблемах в понимании основных слагаемых успеха.
Ответ «да» менее 60% — вы упускаете из виду слишком многие слагаемые профессионального успеха и карьеры.
Ответ «да» менее 39% — у вас небольшие шансы сделать блестящую карьеру.

загрузка...