Российская научная станция «Северный полюс-36» (СП-36) «завершает годовой дрейф в высоких широтах Арктики. Восемнадцать полярников в середине августа будут сняты с ледовой платформы ледоколом, зимовочный лагерь свернут и погрузят на судно.

Об этом «Науке и жизни» сообщил руководитель высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета. Он сообщил, что СП-36 в настоящее время обогнула географическую точку Северного полюса с канадской стороны.

Соколов рассказал, что на СП-36 развернут лагерь – это системы жизнеобеспечения, жилые и лабораторные комплексы, системы связи и энергообеспечения, склады ГСМ и продуктов питания, имеются также три трактора и четыре снегохода.

Представитель ААНИИ отметил, что технология организации работ дрейфующих станций «Северный полюс» – уникальное российское «ноу-хау».

Исследования, проводимые на СП-36, развивают цикл работ, направленных на изучение и освоение высокоширотной Арктики, в особенности в связи с происходящими климатическими изменениями. Их цель – отслеживание экологического состояния Арктического бассейна, мониторинг системы «атмосфера-ледяной покров-океан»: изучается весь комплекс метеорологических, ледовых, гидрофизических, геохимических, биологических и других параметров этой системы. По результатам таких исследований и мониторинга природной среды совершенствуют прогноз погоды, развивают новые модели климата Арктики.

«Северный полюс-36» – пятая российская дрейфующая станция с момента возобновления проекта в Арктике. Она приняла старт 7 сентября 2008 года. Организация и высадка СП производилась ААНИИ с помощью ледокола «Академик Федоров», выполнявшего комплексную программу исследований высокоширотной Арктики по программе Международного полярного года (МПГ 2007/2008). Общий дрейф составил около 2,5 тыс. км.

Представитель ААНИИ напомнил, что первая советская дрейфующая станция «Северный полюс» была открыта в мае 1937 года и завершила работу в феврале 1938-го. Экипаж состоял из четырех человек во главе с Иваном Папаниным. В экипаже первой СП, которая позднее была названа «Северный полюс-1», находился также Евгений Федоров, известный полярник, будущий академик, в честь которого назван флагман полярного флота «Академик Федоров. Станция «Северный полюс-2» была открыта в 1950-м. Ее начальником был Михаил Сомов, в честь которого, в свою очередь, был назван другой флагман российского полярного флота электроход «Михаил Сомов». Далее станции организовывались ежегодно. Рекордсменом по продолжительности работы стала «Северный полюс-22». Она дрейфовала около девяти лет и закончила работу в 1982 году. Последняя станция советского периода – СП-31, завершила работу в 1991 году, затем настал самый длительный перерыв – 12 лет. Следующая отечественная дрейфующая станция СП-32 была организована только в 2003 году.

Новая, 37-я станция «Северный полюс» будет высажена на льдину в Восточной Арктике, в акватории севернее острова Врангеля в середине осени 2009 года.

Источник: www.nkj.ru

загрузка...