Сегодня свой 66-й день рождения отмечает один из признанных мэтров отечественного и мирового кинематографа Никита Сергеевич Михалков. Его творчество известно всем без исключения, его талант — абсолютно очевиден. Но он не просто знаменит, Никита Михалков — всеобъемлющий представитель русской культуры и активный общественный деятель, глубоко переживающий за судьбу страны и принимающий в ней живое участие.

Общественная активность Никиты Сергеевича проявляется в разных сферах, будь то государственное устройство (достаточно вспомнить его Манифест просвещенного консерватизма, вызвавший жаркие дискуссии) или собственно кинематографические дела, где Михалков, несмотря на большую армию недоброжелателей, переносящих свою неприязнь к Михалкову на его фильмы, был и остается в числе лидеров – идет ли речь об его общепризнанном в киномире авторитете или о его многочисленных кинонаградах.

В лидерах Михалков даже по числу… внуков: их у него уже семь!

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

Как режиссер Никита Сергеевич снял 21 фильм, как продюсер — 9. Кроме того, Михалков написал 19 сценариев, сыграл в 49 фильмах. Свою первую роль — в картине «Тучи над Борском» — он сыграл еще в 14-летнем возрасте. В 15 лет снялся в фильме «Приключения Кроша», а в 18 – в сделавшей Никиту знаменитым комедии Данелия «Я шагаю по Москве». После премьеры фильма знаменитую песенку его героя напевала вся страна. И будущее талантливого мальчика, казалось, было предопределено. Но не тут-то было!

Он поступил в Щукинское училище на актерский факультет, откуда вскоре… был отчислен за «систематическое нарушение дисциплины». Причина была проста: юного актера настолько захватили съемки, что он не отказывался ни от каких предложений. До занятий в училище, естественно, дело не доходило. Отчаиваться «неудачник» не стал, быстро сориентировался и перевелся на режиссерское отделение в мастерскую легендарного Михаила Ромма. И вскоре снял свою первую короткометражку «Спокойный день в конце войны». Она стала его дипломной работой.

Семья ждала от отлично проявившего себя выпускника новых свершений, но он вновь принимает «авторитарное» решение и отправляется служить в армию, точнее — на атомный подводный флот. Решение, мягко говоря, неожиданное, особенно если учесть, что принял его юноша из знаменитой семьи. Вернувшись после службы, Никита Михалков сразу снял фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», пользовавшийся бешеной популярностью в СССР. Именно в это время начинается невероятно насыщенное десятилетие в его творчестве. Он подряд «выдает на гора» фильмы от «Неоконченной пьесы для механического пианино» до «Очей черных», снимается у Эльдара Рязанова в «Вокзале для двоих» и «Жестоком романсе». Причем, эпизодическая роль проводника в «Вокзале для двоих» по своему мастерству, точности и колориту ни в чем не уступает его великолепному барственному Паратову в «Жестоком романсе».

Актерский дар Михалкова отнюдь не «авторитарен». Партнеры Никиты Сергеевича по сценической площадке отмечают удивительную ансамблевость его игры. Ему ничего не надо доказывать в кадре, все происходит удивительно естественно и органично. С другой стороны, невероятная энергетика, исходящая от самой его личности, подстегивает и вдохновляет партнеров.

Никита Михалков и Александр Сокуров

К чему бы ни прикасалась рука Михалкова в процессе съемок, будь то создание сценария или монтаж отснятого материала, все сопровождается невероятной тщательностью. Неслучайно все его документальные работы столь основательны. В документалистике он снял немного, но именно в этом жанре, пожалуй, он смог выразить все самое важное для себя, как для человека. Его ленты «Анна от 6 до 18» — о старшей дочери Анне, «Отец» — о знаменитом отце, поэте Сергее Владимировиче Михалкове и «Мама» — о матери Наталье Петровне Кончаловской необычайно проникновенны и искренни.

В фильмах Михалкова не раз снимались его дети, которые благодаря именно этому обстоятельству состоялись как актеры: не благодаря протекции знаменитого папы, а благодаря возможности работать с выдающимся режиссером, который по отношению к своим детям на съемочной площадке был не менее строг и требователен. При этом Михалков не чужд сентиментальности: дата рождения его младшей дочери Нади, появившейся на свет 27 сентября 1986 года во время съемок картины «Очи черные», которая вышла на экран в 1987-м, даже увековечена в этом фильме: в одном из кадров эти цифры выложены на цветочной клумбе.

Кадр из фильма «Жестокий романс»

После успеха «Утомленных солнцем» и «12» у режиссера была достаточно длительная подготовка к съемкам «Предстояния» — второй части «Утомленных солнцем». Последовавшая вслед за этим картина «Цитадель» вызвала настоящий шквал нападок на режиссера, по большей части – откровенно грубых и оскорбительных. Но Михалков, как всегда, держит удар, снисходительно, но вместе с тем с горькой иронией констатируя: «Видимо, неприязнь к моей личности застилает для некоторых людей все остальное».

Кадр из фильма «Цитадель»

А остальное — это новые проекты, начало съемок фильма по «Солнечному удару» Ивана Бунина, работа над новой идеей фильма «Однажды в России» и еще многое-многое другое.

KM.RU искренне поздравляет Никиту Сергеевича с днем рождения и желает ему новых успехов в работе!
Татьяна Яковлева
Источник: km.ru

загрузка...