Скачать МиГ: Микоян начал, Погосян кончит?В последние годы прославленному ОКБ им. А.И. Микояна, входящему в РСК «МиГ», крупно не везет. На протяжении почти 15 лет ее преследует злой рок в виде «пришельцев» из холдинга «Сухой» на высших руководящих должностях. Создается впечатление, что «пришельцы» затеяли чехарду: не успеет один порулить, как приходится ему вставать «раком», чтобы через него прыгнул уже другой. Не будем перечислять всех игроков в этой цепочке, а то немудрено кого-нибудь пропустить, еще обидятся.

Хотя весовые категории «МиГов» и «Су» разные, первые — легкие фронтовые истребители, вторые — тяжелые, но конкуренция между ОКБ была еще в советское время. При плановой экономике она шла на пользу делу, а, значит, и тем и другим.

Но вот пришел рынок, и ОКБ Микояна оказалось в затруднительном положении. Основную причину компетентные специалисты (на которых будут ссылки ниже) видят в том «что понятия «откат», «распил федерального бюджета» были отвергнуты руководством ОКБ и не были положены в основу нового стиля взаимоотношений между заказчиком и разработчиком».

И ОКБ фактически осталось без отечественных заказов и жило на деньги от иностранных поставок. Наверное, чтобы направить микояновцев на путь истинный и была затеяна эта 15-летняя «суховская чехарда».

Еще недавно гендиректором РСК «МиГ» был гендиректор «Компании «Сухой» Михаил Погосян, но он пошел на повышение — стал президентом ОАК. На хозяйстве гендиректором в РСК «МиГ» оставил «суховца» Сергея Короткова, но, приглядывать за недобитым конкурентом решил сам, заняв пост председателя совета директоров РСК «МиГ».

Коллективу, у которого на глазах гнобят фирму, стало тошно. Иначе, как еще объяснить появление в интернете следующего открытого письма от имени коллектива ОКБ Микояна Президенту РФ и другим высоким адресатам:

Уважаемый господин Президент! Уважаемый господин Премьер-министр!
Уважаемые председатели политических партий!

К Вам обращается коллектив Инженерного Центра «ОКБ им. А.И. Микояна» (ИЦ), всемирно известной авиационной фирмы ОАО «РСК «МиГ». На наших самолетах марки «МиГ» было установлено 72 мировых рекорда, 9 из которых до сих пор никто не сумел превзойти. Наши самолёты эксплуатируются в десятках стран мира. Они участвовали во многих локальных конфликтах и войнах, показав свои высочайшие боевые качества в соперничестве с самолётами ведущих стран Запада.
Не выдержав и устав бороться «внутри» гибнущего авиапрома, мы решили открыто заявить о тяжелейшем кризисе одного из флагманов мирового авиастроения. Сегодня ОАО «РСК «МиГ» просто гибнет.
Но, что же произошло за 20 постсоветских лет с легендарной фирмой ОАО «РСК «МиГ»? Коллектив ИЦ ознакомился со статьёй Ильи Крамника (еженедельник «ВПК» №7 за 2011 г.) с явно провокационным заголовком «Долгий закат истребителей Микояна» и ответом на данную статью в журнале «Авиа панорама» №3 и №4 за 2011 г. А. Буравлёва, Г. Скопца и Г. Шибанова. Коллектив ИЦ полностью согласен с системным анализом управленческих, научно-технических и экономических аспектов поднятых проблем в разрезе исторических событий, происходивших в стране и на мировом рынке авиационной техники, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Кроме этого коллектив ИЦ обращает внимание на следующее:
1. Почему после ухода Генерального конструктора Белякова Р.А. нашей фирмой руководят выходцы «Сухого» и «Иркута», которые являются конкурентами нашей фирмы?
Итогом их многолетней деятельности при неумении или нежелании отстаивать интересы фирмы на сегодня являются:
долг в размере 48 млрд. рублей;
закрытие ряда тем (1.44, МиГ-АТ, МиГ-110);
срыв Алжирского контракта;
проигрыш тендера в Индии;
задержка поставок Индии МиГ-29К (не по вине ИЦ);
задержка с решением вопросов по МиГ-29К для ВМФ РФ;
отстранение ОАО «РСК «МиГ» от участия в тендере Министерства Обороны РФ по беспилотным летательным аппаратам.

2. Несмотря на все трудности, в КБ успешно ведутся перспективные разработки и выполняются текущие контракты с инозаказчиками.

3. Оклад ведущего инженера и ведущего конструктора, которые реально отвечают за работу того или иного агрегата проектируемого изделия, составляет от 8000 руб. до 10 000 руб., даже с другими временными надбавками в сумме составляет гораздо меньше средней зарплаты по ИЦ (31 000 руб.), причём периодически возникают проблемы с выплатами этих надбавок. Более того, при небольшом росте окладов «падает» премия, т.е. итоговый размер не меняется, а даже и уменьшается. Ситуация с опытным производством ещё хуже. В результате этого в первую очередь с предприятия уходит молодёжь и наиболее востребованные кадровые специалисты. Фактически ИЦ стал поставщиком высококвалифицированных кадров в другие организации, где размер заработной платы выше в 2-3 раза («Сухой», «Иркут» и пр.). Возникает вопрос, как могут получать наши руководители — представители «Сухого» сотни тысяч рублей при их явно неудовлетворительной работе?
4. Перевод ИЦ в г. Жуковский — авантюра, ничем не обоснованная и не оправданная. В Москве находятся научные и учебные институты НИАТ, ВИАМ, МАИ, МАТИ и др., работниками и студентами которых являются москвичи и тратить на дорогу на работу более 2-х часов в один конец никто не будет.
5. Закрытие «МАПО» («Знамя Труда») — это преступление. Нарушается выстроенный более чем 70 годами уникальный организм, где ОКБ им. Артема Ивановича Микояна — это голова, а «МАПО» — это тело. «МАПО» — это и кузница рабочих кадров для авиапрома (ранее при нём было и ПТУ). Кроме этого, при своей уникальной отдаче, «МАПО» занимает смешную территорию, даже в условиях Москвы, менее 1 км кв., на «расчистку» которой с целью продажи выделено 12 млрд. рублей из бюджета ОАО «РСК «МиГ», и это при долге в 48 млрд. рублей!

6. Человечество не выработало других способов увеличения производительности труда и повышения качества продукции, позволяющих предприятию выстоять на мировом рынке, кроме честной конкуренции. Это только у нас создана ОАК — непонятная промежуточная надстройка, одной из целей которой является исключение внутренней конкуренции и возможность лоббирования какой-либо одной фирмы или человека. Тем более, что президентом ОАК стал господин Погосян, человек, который будучи руководителем АХК «Сухой» и одновременно Генеральным директором ОАО «РСК «МиГ» (немногим более 2-х лет), закрыл все перспективные темы, которые подавали надежду на будущее у всемирно известной легендарной фирмы им. Артёма Ивановича Микояна. И именно при нём мы проиграли тендер на поставку самолетов МиГ-35 в Индию. Например, в США, в целях противодействия коррупции, общезаконадательно запрещено разработчикам напрямую обращаться в министерство обороны по вопросам разработки вооружений.

7. Самое прискорбное, что обращения для разъяснения ситуации к руководству ОАО «РСК «МиГ» или ОАК неизменно оставались без ответа, т.к. сегодня все эти руководители — ставленники «Сухого» или «Иркута».
В связи с вышеизложенным, мы считаем необходимым:
Провести полную ревизию финансового положения ОАО «РСК «МиГ», оптимизировав расходы на руководящий аппарат и повысив за счёт этого оклады рядовых инженеров.
Провести объективное расследование причин создавшейся ситуации, с публичным оглашением его результатов.
Пресечь деятельность М.А. Погосяна и Ко по развалу авиационной промышленности.
Остановить развал нашего предприятия, которое ещё может создавать лучшие образцы авиационной техники, и, тем самым, сохранить уникальную Микояновскую Конструкторскую школу — во имя укрепления обороноспособности нашей Родины.

Председатель Профсоюзного Комитета
Инженерного Центра «ОКБ им. А.И. Микояна»
Ю.А. Малахов

Трудно остаться равнодушным к этому крику души. Особые претензии в письме к Михаилу Аслановичу Погосяну. Понятно, что ему победа МиГ-35 в индийском тендере была не нужна. Чтобы поставить 126 самолетов — это нужно лежащий на боку авиапром поднимать. Это ему, когда практически завален контракт на поставку Аэрофлота самолетов «Суперждет — 100», не под силу, да и интереса нет. А на разработку «Суперджета», по сведениям СМИ, затрачено под 3 млрд долларов. Недаром лизинговая компания «Ильюшин финанс» на последнем МАКСе заключило с «Бомбардье» соглашение на поставку ближнемагистральных самолетов, конкурентов «Суперджета». Это ли не косвенное свидетельство провала погосяновского «Суперджета»?

Да и легкий «МиГ» — для Погосяна, что бельмо в глазу. Легких истребителей пока никто не отменял, если только у нас в стране Погосяну удастся? Они по-прежнему пользуются спросом за рубежом. Они дешевле, меньше топлива потребляют, их труднее обнаружить, поскольку ЭПР у них в разы меньше. Согласно советской доктрине оптимальное соотношение легких и тяжелых истребителей должно быть 3 к 1. Да и на войне самолеты долго не живут.

«Суховцы» не умеют делать легкие истребители. Недаром с их приходом в ОКБ Микояна МиГ-29 стал тяжелеть и приближаться по весу к его «суховскому» брату. И стоимость его комплектующих в условиях развала кооперации тоже существенно возросла. А ОАК даже и не чешется. Хотя возрождение авиапрома, надо полагать, входит в круг его задач и прямых обязанностей.

Один журналист как-то рассказал о своем неопубликованном интервью с Погосяном. По понятным причинам его имени не называю. На вопрос: какие он видит перспективы у ОКБ им Микояна? Тот ответил: «Никаких».

Да, Микоян начал, Погосян кончит. Но может, еще не вечер! Хотелось бы верить, но оснований пока Погосян руководит ОАК, нет.
Антон Бомбилов
Источник:

forum-msk.org

загрузка...