Почему некоторые районы постоянно страдают от ограблений, а другие, близлежащие, остаются относительно «нетронутыми»? Почему торговцев наркотиками так привлекает именно эта подворотня? И почему вмешательство правоохранительных органов оказывается эффективным лишь в некоторых случаях? Чтобы получить ответы, исследователи обратились к… математике.

Используя данные Департамента полиции Лос-Анджелеса, криминалист из Калифорнийского университета в Ирвайне (UCI) Джордж Тита (George Tita) вместе с коллегами разработали математическую модель того, как в городах формируются «горячие точки» и распространяется преступность.

Незаконная деятельность следует совершенно определённой закономерности. Тита утверждает: «Преступники вычисляют лакомые места для наживы, подобно пчёлам, находящимся в поисках пыльцы или бабочек для нектара. А модель «набега» достаточно легко предсказать, будь то изучение поведения людей или насекомых».

Среди переменных факторов, используемых в модели, наряду с домами, машинами и людьми, находятся и вероятность быть пойманным, знаки и информационные сигналы, оставленные преступниками-предшественниками.

Исследователи определили два основных вида горячих точек: сверхкритические и субкритические. Первые формируются, когда возникает местная волна преступлений – краж со взломами и угонов автомобилей. Во втором случае, образовывается большой всплеск преступности, часто связанной с наркотиками, в котором все правонарушители, так или иначе, сводятся к одному центральному звену.

Усилия правоохранительных органов в двух типах горячих точек приносят разные результаты. «Активизация полиции сможет остановить преступность в субкритической области, но её участие в сверхкритических точках приведёт к распространению преступлений в прилегающих кварталах», – заявляет Тита, доцент кафедры криминалистики, права и общества.

Исследование, поддерживаемое Национальным научным фондом, проводилось Тита при поддержке Джеффри Брантингема (Jeffrey Brantingham), профессора антропологии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), и Мартин Шорт (Martin Short) из кафедры математики UCLA.

Выводы, опубликованные в Трудах Национальной академии наук, могли бы помочь правоохранительным органам в разработке более эффективных стратегий борьбы с преступностью.

В настоящее время команда определяет, может ли модель быть применена ко всему миру. Финансирование проекта осуществляется Управлением военно-морских исследований. Результаты работ должны подтвердить возможность применения данной теории для обезвреживания горячих точек в Ираке и Афганистане.

«Такое сотрудничество криминалистов, антропологов и математиков может стать ключевым в поисках методов предотвращения незаконных действий», – утверждает Тита.

«Преступление – это функция, переменными которой являются мотивированный преступник, подходящая жертва и отсутствие контроля с боку государства», – говорит он. – «Преступники, как и все остальные, следуют одним и тем же шаблонам».
Источник: physorg.com

загрузка...