Зачем нужен конспект лекций
Первый вопрос который возникает в связи с этим сформулировал давным-давно поэт Андрей Вознесенский — «а на фига»? Действительно, зачем нужен конспект лекций, если есть учебники, методические пособия, Интернет, различные справочные системы и т.д. Вопрос, конечно, интересный и стоит того, чтобы в нем разобраться.
Уясним сначала, что такое образование. Это – все, что ты знаешь, после того как все забыл, говорят одни. Это сумма знаний, которую ты получаешь в школе, в институте и т.д. Чем больше сумма знаний, тем ты образованней, говорят другие. Рискну предложить еще одну версию. Но сначала пример. В одной фирме вышел из строя станок. Чего только не делали хозяева, чтобы его починить, не получалось. Наконец, нашли специалиста, который сказал, сделаю.

— Вот здорово, обрадовались хозяева. — Заплатим за работу любую сумму.
— Хорошо, говорит специалист, — отремонтируем.
Пришел он на фирму, подошел к станку, в одном месте стукнул молоточком, в другом подвернул шуруп на пол-оборота, и станок заработал как новый.
— Ты корифей, сказали восхищенные хозяева специалисту.- Сколько хочешь за свою работу?
— Сто тысяч долларов — скромно сказал специалист. Хозяева обалдели.
— Сто тысяч – за что? Ты работал всего минуту. Один раз стукнул и один раз подвернул.
— За то, что я стукнул и подвернул, мне полагается 1 доллар, а все остальное мне полагается за то, что, что я знаю, где стукнуть и где подвернуть.

Чему же учит этот пример, спросит скептик? А тому, скажу я, что образование в ХХ1 веке — это не столько сумма знаний, сколько система ориентиров, знание где стукнуть, и где подвернуть, фигурально выражаясь. Так вот – этих ориентиров, в учебниках, монографиях, Интернете, к сожалению, не найти. Их можно узнать только в личном общении с преподавателем. Как правило, знающим и опытным специалистом. В этом отношении наш МГИМО(У) уникальный университет. В нем работают очень много ярких и интересных людей, общение с которыми не заменят никакие учебники. И мне, искренне скажу, жаль тех, кто, поступив в институт, плохо использует эту уникальную возможность общения с преподавателями.

Какое все это имеет отношение к ведению конспекта? Прямое. Ориентиры, которые дают преподаватели мало один раз услышать. Надо их запомнить, записать, иметь, когда надо под рукой.

Три ориентира для начинающих
В связи с этим несколько рекомендаций по такого рода записям.

Во-первых, если вы пишете конспекты по всем предметам в одной записной книжке, которую носите в косметичке или в заднем кармане джинсов, то, как память о юности этот документ, возможно, и будет вам дорог в будущем, но практической пользы в учебе от таких конспектов нет никакой.
Запомните в связи с этим первый ориентир. Каждому предмету – свой конспект.

Во-вторых, мало толку от конспекта и в том случае, если вы пишете конспект одной левой, отвлекаясь, то и дело на исключительно привлекательное общение друг с другом.
В связи с этим второй ориентир. В конспекте должна быть видна логика размышления преподавателя, его выводы. Для этого преподавателя нужно слушать, вместе с ним размышлять не пять минут в начале и еще две минуты в конце лекции, а страшно подумать, что я такое хочу – всю лекцию.

В-третьих, не очень много пользы и от конспектов полных, но написанных так, что надо долго гадать — о чем это, интересно, здесь написано. Отсюда, третий ориентир. Учебный материал в конспекте должен быть записан так, чтобы его можно было бы не читать, а просто листать, вспоминая все содержание каждой страницы с первого взгляда.

Помогите своей памяти
Для этого необходимо своей памяти помочь. Как? Психологи в этих случаях рекомендуют:
Первое. Обязательно запишите тему, лекции, план. Литературу по теме.
Второе. При ведении конспекта используйте три цвета чернил, маркеров и т.д. Рассуждения пишите одним, цветом, примеры, другим, выводы – третьим. Будьте осторожны только с красным цветом, от него устаешь и с зеленым – большой кусок зеленого текста трудно читается.

Третье. Материал на странице должен быть структурно организован в отдельные блоки.
Запомните роковое для нашей памяти число семь. Если на странице больше семи блоков материала, такую страницу надо будет читать от первой строчки до последней. Перед экзаменом и зачетом у вас не так много времени, поэтому запомните: раз уж вы все равно потратились и купили тетрадку для конспекта вместо косметики или жвачки, деньги все равно пропали — поэтому проявите широту натуры – не лепите на каждой строчке. Пишите просторно с полями, подчеркиваниями, большими абзацами.

Четвертое и последнее. Больше рисуйте схем. Это дает наглядность, обеспечивает структурирование материала, лучшее его запоминание.

загрузка...