Эти две преступные группировки преследуют разные цели: пиратство направлено на материальную выгоду, терроризм же — на политическую. Как сообщается в докладе, хотя оба явления учащаются, пиратство развивается намного быстрее, и оно больше распространено, чем морской терроризм.

«Обстановка действий на море, вероятно, останется благоприятным театром вооруженного насилия, преступности и терроризма, принимая во внимание его простор, отсутствие контроля и общую значимость в качестве ключевого канала для международной торговли, — сказал Питер Чок, автор исследования и старший ученый-политолог в RAND, некоммерческой научно-исследовательской организации. — На то время, пока не появится быстрое решение по устранению всего этого, мы можем в пределах разумного рационально справиться с угрозой.»

По словам Чока, открытия исследования позволяют предположить, что американские политики уделяют слишком много внимания реагированию на наихудшие случаи терроризма вместо того, чтобы выстраивать линию поведения для преодоления атак меньшего калибра, зато более вероятных, которые могут обрушиться на круизные судна или пассажирские паромы. К тому же, если говорить серьезно, то американское правительство уделяло относительно мало внимания борьбе с пиратством, несмотря на то, что на карту, как доказано, могут быть поставлены и человеческие жизни, и политическая стабильность, и экономический кризис.

Согласно исследованию, количество случаев пиратства возросло на 68% в период с 2000 до 2006 г.г., по сравнению с предшествующим шестилетним периодом. Между тем, за этот период наблюдалось незначительное число вспышек террористических атак и заговоров в море, включая бомбардировку филиппинского судна SuperFerry 14, в результате которой погибло 116 человек.

Согласно докладу, акты пиратства — абордаж судна с целью совершения кражи или другого преступления — составили 2 463 осуществленных или неудавшихся инцидентов 2000 — 2006. Проблема в целом практически несомненно даже больше, чем говорят цифры, так как ученые подозревают, что почти о половине всех нападений пиратов не сообщается, в основном из-за боязни последующих расходов на расследование и подорожания страховых взносов.

Как сообщается в докладе, пиратство наиболее часто встречается в юго-восточной Азии, особенно в районе индонезийского архипелага. На этот регион припадает приблизительно четверть всех инцидентов пиратства, зарегистрированных за 2006 г. В число других зон повышенного риска входят акватории неподалеку от побережья Бангладеша, Сомали, Нигерии, Танзании и Перу, Аденский залив/Красное море, на которые ложилась ответственность за большую часть оставшихся случаев того года.

По словам Чока, недавнему развитию пиратства способствовало множество факторов, включая: слабое обеспечение безопасности порта и неэффективное патрулирование прибрежной полосы; грандиозное увеличение количества коммерческих морских рейсов; интенсивное использование узких и перегруженных дефиле, как например Малаккский пролив; и конкурирующие потребности в ресурсах, обусловленные повышенным национальным и международным давлением на введение в действие дорогих, наземных систем национальной безопасности после террористических атак 11 сентября.

Кроме того, затянувшиеся последствия азиатского финансового кризиса, который форсировал понижение зарплат, повышение цен на продукты и потерю рабочих мест в конце 1990-х, непосредственно поспособствовал росту самого пиратства в самой Индонезии и вокруг нее, давая многим повод заниматься морской (и другими видами) преступностью.

Морской терроризм — нападения на судна, морские платформы, порты и другие береговые здания — также немного участился, особенно за последние шесть лет, когда несколько атак и заговоров отнесли на счет аль-Каиды, и были установлены джихадистские связи. По словам Чока, эти случаи вызвали обеспокоенность на западе, особенно в США, что террористы сейчас активно стремятся расширить радиус своих действий, не ограничиваясь лишь наземными атаками.

Как он говорит, в то время как администрация Буша усиленно старается повысить всемирную морскую безопасность посредством таких проектов как Инициатива в области обеспечения безопасности контейнерных перевозок и Международный кодекс по охране судов и портовых средств, эти меры ограничены по сфере применения и им не хватает определенных средств для оценки и пересмотра их общей практичности и прозрачности.

В исследовании заключается, что существует, по крайней мере, четыре вклада на политическом уровне, которые американские политики могут сделать, чтобы помочь лучше охранять мировые океаны:
Улучшить режим морской безопасности.
Сообщать о сотрудничестве морской безопасности, проводя регулярные, сфокусированные оценки угрозы.
Пересмотреть и переоценить многосторонние меры безопасности, чтобы убедиться, что они играют большую роль в противодействии морским угрозам.
Следить за тем, чтобы коммерческое морское судоходство больше использовало способствующие коммуникации и оборонительные вооружения, и в то же время сделало свои организационные структуры прозрачными.

Источник: sci-lib.com

Страницы: 1 2

загрузка...