Скачать Инновационная система в России так и не сложиласьНациональная инновационная система не складывается, все тонет в бюрократическом болоте, констатировали участники слушаний в Совете Федерации.

На такой ноте закончились слушания в Совете Федерации на тему «Состояние и актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности». «Мы спотыкаемся об эти камни, препоны и прочие странности законодательства, — подытожил дискуссию председатель комитета СФ по образованию и науке Хусейн Чеченов. — Такое ощущение, что мы, как в 1918 году, заново создаем государство. При этом еще и друг друга не понимаем».

Начинались слушания в здании на Большой Дмитровке тоже далеко не сводкой побед. Несмотря на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на научные исследования и разработки — до 166,5 млрд. рублей в этом году против, например, 77,1 млрд. рублей в 2006 году – реальная доля их в ВВП снижается. Сегодня по этому показателю Россия занимает 31-е место в мире – всего лишь 1,03%. При этом сокращается и доля частного бизнеса в финансирования научно-исследовательских и конструкторских работ. К тому же и здесь налицо явная диспропорция по сравнению с развитыми в области науки странами: если в России государство дает на эти цели 0,66 % ВВП, а бизнес – 0,3%, то в США эти цифры составляют соответственно – 0,77 и 1,7%, в Японии – 0,55 и 2,62%, в ФРГ – 0,7 и 1,68%.

Приводя эти цифры, выступавшие в слушаниях представители отечественной интеллектуальной элиты – от академиков РАН и проректоров ведущих вузов до директоров крупнейших корпораций и отвечающих за науку членов областных правительств – практически сходились в едином мнении: настоящему расцвету инноваций мешает абсолютно непонятная, неведомо откуда взявшаяся «кривизна» законов.

Проблемой оказываются сегодня правоотношения, связанные с созданием и деятельностью фондов поддержки научной и научно- технической деятельности, законодательное обеспечение защиты интеллектуальной деятельности, невозможность использования вузами и НИИ доходов от деятельности ими же создаваемых малых инвестиционных предприятий – тех самых, создание который разрешил 217-й закон. Вообще, как оказывается, Россия в юридическом смысле не знает, что такое «инновационная деятельность», «инновации», «инновационная продукция». Этих понятий нет в законодательстве, – констатировали участники слушаний.

Остро стоит кадровый вопрос. «Без кадров не будет инноваций, – убежден бывший президент Саха — Якутии и нынешний заместитель председателя Совета Федерации Михаил Николаев. — Но где взять кадры?»

Вузы не ориентированы на инновационное развитие. У нас 7 млн. студентов, из них 2,5 млн. – экономисты и юристы. А почему не идут в инженеры? Да школа (абитуриентов) не дает! У нее теперь другие приоритеты». Нам сегодня нужно создать сеть президентских физико-математических школ, предложил в качестве начальной меры восстановления отечественной системы образования зампред Совета Федерации.

К нему присоединяется представитель ОНЭКСИМ Михаил Рогачев: «Практика показывает, что инженера можно превратить в толкового экономиста. А вот противоположных примеров я не встречал».

В качестве первоочередных мер по налаживанию инновационной политики в России участники дискуссии предлагали не только принятие специального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», но и ряд практических мер. Прежде всего — по обеспечению партнерства в этой сфере между бизнесом и государством. Идеи сводились, в основном, к тому, что надо поддерживать предприятия реального сектора как заказчиков инноваций. Для малого бизнеса – освободить от налогов и проверок, упростить отчетность, хотя бы до тех пор, пока не «наберут жирка» на 5-10 млн. рублей. Для среднего – внедрить бюджетные гранты по софинансированию инноваций.

Похожий вариант предлагался и для крупного бизнеса. У больших корпораций уже появляются заказы на результаты фундаментальных исследований. Но они не смогут профинансировать всю цепочку от начала фундаментальных работ до внедрения их результатов в качестве инноваций. А вот если государство финансирует фундаментальные исследования, а предприятие подхватывает их результаты и вкладывает деньги в прикладные исследования и внедрение – такая схема работает.

Как отметил Хусейн Чеченов, завершая мероприятие, «время подгорает, надо что-то реальное, реализуемое, выполнимое сделать, чтобы создать систему инноваций, потому что есть отдельные хорошие результаты, есть отдельные прорывы — но системы нет». То есть надо торопиться. «Мы должны предпринять последнюю попытку довести все до ума, снять те угрозы, о которых сегодня говорили», — призвал глава комитета СФ в конце дискуссии.

Источник: По информации ИТАР ТАСС

загрузка...