Как уже было вчера написано, правительство опубликовало в рунете проект закона «Об образовании» для критики со стороны населения — как было уже сделано с законом «О полиции». Проанализировав проект, можно сказать, что было задекларировано равенство между государственными и частными учебными заведениями. Однако же правительство будет произвольно устанавливать нормы финансирования. Также было установлено ограничение на финансирование: госудраственная казна будет оплачивать получение высшего образования лишь 9% из населения России, находящиеся в возрасте от 17 до 30 лет.

Законопроект включает ряд довольно серьезных нововведений, которые качаются высшей школы. Прежде всего, он делит ВУЗы на 3 типа. Колледжи, которые раньше считались чем-то средним между школой и профессионально-техническим училищем (ПТУ), теперь получат статус ВУЗа. В колледжах собираются готовить бакалавров по прикладным, техническим специальностям; в институтах — бакалавров (по прикладным и академическим дисциплинам) и специалистов; в университетах, ко всему прочему, — еще и магистров, и аспирантов. Однако университеты, помимо образовательной деятельности, должны будут обязательно всерьез заниматься наукой. К тому же, аспирантуру предлагается выделить в категорию послевузовского профессионального образования.

Среди ВУЗов больше не будет академий. В Минобрнауки пояснили, что академии будут заниматься дополнительным образованием, например, повышением квалификации. Правда, реформа коснется, скорее всего, самоименования ВУЗов. Например, Финансовая академия при правительстве РФ уже переименовалась в Финансовый университет.

Также авторы законопроекта предлагают отменить большую часть льгот при поступлении в ВУЗы. Как говорится в концепции, сейчас нормативными документами предусмотрено в общей сложности более 200 категорий лиц, имеющих право на льготу. Теперь «преимущественное право зачисления» на бюджетные места будут иметь не больше десятка категорий граждан: сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, «чернобыльцы» и некоторые другие. К тому же, они смогут воспользоваться льготой только при условии «успешного прохождения вступительных испытаний», то есть не провалив экзамены. Взамен Минобрнауки предлагает право сокращенным льготникам бесплатно заниматься на подготовительных отделениях при ВУЗах.

Законопроект декларирует равенство между государственными и частными образовательными учреждениями, дает возможность создавать образовательные госструктуры и в виде казенных предприятий, а не только автономных учреждений. Однако право определять все подробности нормативов государственного финансирования предоставлено правительству РФ – поэтому непонятно, как именно будет организован доступ частных школ и университетов к деньгам местных и федерального бюджетов. Единственным ограничением является норматив финансового обеспечения высшего образования в целом: его должно хватать на 9% от каждых 100 тыс. населения региона в возрасте от 17 до 30 лет. Установлен и общий механизм распределения государственного заказа среди образовательных учреждений – число бюджетных мест для учащихся, которые государство обязано распределить ежегодно на конкурсе в регионе.

Эксперты считают, что проект реформы не является исчерпывающим сводом законов об образовании. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, к примеру, отметил что «закон состоит в основном из заголовков» и «пока выглядит сугубо рамочным». президент Медведев предложил гражданам оставлять на государственном сайте исправления для закона – по аналогии с законом «О полиции». Однако общественное обсуждение реформы МВД оказалось лишь популистской мерой – лишь малая часть предложений граждан была учтена в новой версии закона, почти не поменяв его суть. Зато эти поправки были представлены, как личная инициатива президента. Кроме того, отмечает газета, у двух законопроектов – «О полиции» и «Об образовании» – есть еще одна общая деталь: оба закона писались экспертных кругах ведомств, деятельность которых они призваны реформировать.

загрузка...