Скачать Дорогу в ВУЗ прокладывают курсы

Как бы родители ни отзывались о подготовительных курсах в вузы, большинство старается именно туда отправить своих детей-старшеклассников, надеясь, что это обязательно поможет стать студентом. Однако прежде чем принять такое решение, стоит разобраться в следующих вопросах.

Наши реалии

Согласно статистическим данным почти 95% абитуриентов собираются сначала поступить на подготовительные курсы и только потом — в вуз. Причина такой небывалой популярности подготовительных курсов не в недостатках школьного образования и не в том, что преподаватели курсов владеют какими-то удивительными методиками, позволяющими быстро приобрести глубокие знания.

Подготовительные курсы чаще всего дают определенные преимущества при поступлении в вуз. Официально это, правда, запрещено. Однако организаторы умудряются разными способами обойти запрет, объявляя для своих слушателей в апреле какую-нибудь олимпиаду, итоги которой приравниваются к вступительным экзаменам даже на бюджетные (бесплатные) места. На платные места или в негосударственные вузы поступить через курсы еще проще. В результате большая часть выпускников курсов становятся студентами раньше, чем получает школьный аттестат. И этот аргумент остается самым весомым даже после введения единых государственных экзаменов, сертификаты о сдаче которых принимают почти все институты.

Сложные вопросы

Получается, если институт выбран, то и думать не о чем: записывайся на подготовительные курсы (благо они открыты для всех и нет особых проблем с поступлением), плати деньги, и можно заранее фотографироваться на студенческий билет. Однако даже в такой простой схеме есть свои подводные камни.

Во-первых, не всегда ребенок так однозначно определился с институтом. А значит, не понятно, какие курсы выбрать. Льготы же предоставляются только для данного конкретного вуза. Во-вторых, надо решить, брать ли дополнительно репетитора. Иначе говоря, действительно ли на курсах ребенок чему-то научится, или они, кроме права на досрочное поступление, ничего не дают, и знания придется получать в другом месте, у частного преподавателя, к примеру.

Первая проблема — ключевая. Пока нет ясности с вузом, вроде курсы выбирать бессмысленно. Но и ждать нельзя — время бежит быстро. Значит, из всех возможных вариантов выбираем наиболее желанный (может, даже труднодоступный) институт и записываемся туда на 9- или 6-месячные курсы (их выбирают около 80% абитуриент, начало занятий, как правило, с октября). Важно, чтобы список сдаваемых предметов был примерно один и тот же во всех вузах, куда хочется поступить. К тому же некоторые льготы можно получить, закончив даже краткосрочные курсы, 3-месячные или месячные, скажем. На них успеем записаться ближе к лету, взвесив все шансы, определившись с пристрастиями. А вдруг посещение курсов заставит пересмотреть приоритеты?

Оценить качество преподавания и потребность в дополнительных занятиях тоже непросто. Подробную информацию можно получить у координаторов, преподавателей и, конечно, у первокурсников, недавно прошедших тот же путь, отучившихся на тех же курсах. Кто как не они расскажут, чего ждать, к чему готовиться, к кому из педагогов точно придется ходить на лекции, а кого не страшно прогуливать.

Помимо субъективных впечатлений стоит собрать объективную информацию. Прежде всего, кто преподает на курсах: вузовские педагоги, те, с кем ваш ребенок будет встречаться, став студентом, или случайные сотрудники, не слишком знакомые со спецификой института.

Другой вопрос — как построена программа: включены ли в нее темы, задания, специфичные для данного вуза, факультета, или ребенку предложат стандартное повторение школьного курса. Готовы ли организаторы обеспечить слушателей специально разработанным раздаточным материалом, методичками, тестами. Или придется ограничиться стандартными учебниками? Сколько человек в группе? Если больше 15 — 20, то, очевидно, уделить внимание каждому человеку не получится.

Еще подробность: где будут проходить занятия — в вузе или каком-нибудь арендованном помещении? Предпочтителен первый вариант. Обучаясь на курсах, ребенок постепенно познакомится с атмосферой института, со студентами и преподавателями, приобщится к культурной жизни вуза. Это поможет ему сделать более осознанный выбор, быстрее адаптироваться к роли первокурсника в будущем году.

Варианты на выбор

Если сразу понятно, что учеба на курсах — чистая формальность, которую придется исполнить ради получения права на досрочное поступление, стоит выбрать самый краткий вариант (бывает даже двухнедельный, слегка освежит память и не потребует больших затрат) и поискать хороших репетиторов. А если преподаватели курсов действительно хотят повысить уровень знаний абитуриента? Это не случится по мановению волшебной палочки. Потребуется потратить время и силы. И нужно рассчитать все заранее.

Полезно узнать, будут ли преподаватели на курсах задавать домашние задания и насколько добросовестно их придется делать, как часто предстоит писать контрольные, тесты, насколько они повлияют на перспективы поступления. Трудно одинаково активно работать и в школе, и на курсах. Там одна тема — тут другая, там важное сочинение, а здесь — зачет по физике. Чем-то придется жертвовать, и лучше заранее понять, чем. Сможет ли ребенок иногда «халтурить» на курсах — прогуливать, не выполнять домашние работы, готовясь лишь к финальному испытанию? Или придется договариваться со школьными учителями, чтобы они учли двойную нагрузку выпускника и время от времени позволяли ему сосредоточиться на «внеурочной» деятельности?

Бывают курсы лекционные, без всяких контрольных. Они хороши для очень добросовестных учеников (эти дети сами себя умеют подстегивать) или очень тревожных (им лишние стрессы ни к чему). Для большинства прочих подростков необходимость сдавать на курсах какие-то предварительные контрольные, экзамены — только на пользу. Ребята могут сравнить себя с потенциальными конкурентами, увидеть свои слабые и сильные стороны. В школе репутация ученика уже устоялась, в том числе в глазах педагогов, а среди незнакомых людей, где все одинаково неизвестны друг другу, появляется возможность проявить себя по-новому. К тому же умение сдавать экзамены пригодится будущему студенту еще не раз, а оно приобретается после многих проб и ошибок, которые лучше совершать в относительно безопасной ситуации, а не в тот момент, когда решается судьба.

Распределение по группам на курсах проходит часто по результатам предварительного тестирования, однако иногда есть возможность выбрать более удобный график посещений. Кто-то предпочтет заниматься в будние дни по вечерам, зато гулять в выходные. Кто-то, наоборот, после школы захочет расслабиться, а в субботу или воскресенье посидеть несколько часов в институте.

Самым занятым старшеклассникам, тем, кому не под силу несколько раз в неделю ездить на другой конец города в институт, можно поискать заочный вариант. Конечно, придется посетить несколько установочных лекций, зато потом останется только выполнять присылаемые по почте или по Интернету контрольные работы (помогут школьные учителя или репетитор) и отправлять их на проверку в вуз. По окончании обучения есть шанс быть допущенным до заветных досрочных экзаменов.

О роли семьи

Учиться одновременно и в школе, и на курсах — непросто. Но родители могут помочь своему ребенку. Прежде всего — собрать предварительную информацию, посоветовать, как выбрать оптимальный вариант занятий, исполнить необходимые для зачисления формальности. Но это полдела. Важно продолжать следить за успехами абитуриента. Не прогуливает ли? Не нахватал ли двоек? Спрашивайте, интересуйтесь. Если не уверены, что подросток сам поделится проблемами, возьмите телефон деканата, куратора группы, старосты. Преподавателей, наконец.

Объясните ребенку, что занятия принесут пользу только, если ученик займет активную позицию: будет задавать вопросы, предлагать варианты решения. Так он и в предмете разберется, и учителям запомнится. Как не взять в институт заинтересованного внимательного студента?

Важная деталь

Не у всякого ребенка есть заботливые родственники, способные выложить немалые деньги за учебу. Московские власти готовы оплатить занятия на подготовительных курсах проживающим в столице детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

загрузка...