В Самаре прошел успешное испытание ракетный двигатель НК-33. Этот агрегат разработали еще для советской лунной программы, но в 60-х годах руководство страны от него отказалось. Теперь же выяснилось, что двигатели не только не устарели, но еще и опережают всех существующих конкурентов.

Столп огня и оглушительный рев двигателя, продолжающийся 250 секунд, означают только одно: если бы на месте бетонной конструкции испытательного стенда была ракета, она с тройной гарантией вышла бы на орбиту, ведь для этого нужно всего 80 секунд. Но уже сам факт работы НК-33 — почти чудо, если знать историю самого двигателя.

«Двигатель не работал 40 лет. То, что мы его запустили, и он идет на три ресурса — это беспрецедентно», — говорит Валерий Данильченко, главный конструктор ОАО «Кузнецов».

Двигатель НК-33 задумывался его конструктором Кузнецовым для полетов на Марс и Луну. В конце 60-х ракета Н-1, оснащенная такими двигателями, четырежды стартовала с космодрома и все четыре раза безуспешно. Кадры высадки американцев на Луну для ЦК КПСС стали последней каплей. Советскую лунную программу приказали закрыть, а все оставшиеся силовые агрегаты уничтожить. Но у главного конструктора не поднялась рука, несколько десятков двигателей по его указанию были спрятаны в недрах Самарской Луки и пролежали там до сегодняшних дней.

Непререкаемый авторитет, звания академика, дважды Героя Социалистического труда и изрядная доля смелости позволили Николаю Кузнецову ослушаться партийного приказа. Несмотря на неудачи, он верил в то, что за этим двигателем — будущее советской космонавтики, и в то, что рискованный поход против воли Политбюро когда-нибудь будет оправдан.

«Он не побоялся сказать в Политбюро: кроме власти, неплохо иметь еще и голову», — вспоминает Валерий Данильченко, главный конструктор предприятия «Кузнецов».

Расчет конструктора оказался точен, сегодня на НК-33 делают ставку самарские ракетостроители. Новый проект «Союз-1» — это будущее «легкой космонавтики». Цель небольшой ракеты — вывести на орбиту коммерческие или научные спутники.

«Сегодня ниша рынка легкой ракеты востребована, её надо занимать, поэтому поставили перед собой серьезнейшую задачу в этом году подготовить машину к пуску», — говорит Сергей Тюлевин, заместитель генерального директора ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс».

Как показали первые же испытания, даже 40 лет, проведенные под землей, не помешают двигателям отправиться в космос. А значит, гениальный конструктор Кузнецов оказался прав.
Сергей Арсеничев
Источник: vesti.ru

загрузка...