Участники парламентских слушаний заявили, что в проекте нет ни задач, ни цели образовательной реформы. При этом одни считают, что документ можно доработать уже в этом году, другие говорят, что в таком виде он вообще не нужен ― и его необходимо не дорабатывать, а переписывать.

В среду в Госдуме прошли парламентские слушания по законопроекту «Об образовании». Кроме представителей профильных комитетов ― по образованию и по вопросам семьи, женщин и детей ― в слушаниях участвовали представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина, зампред Думы Светлана Журова, от разработчика проекта ― Минобрнауки ― в нижнюю палату парламента пришел замминистра Иван Лобанов. Обсуждение проходило в режиме видеоконференции: в ней приняли участие чиновники и педагоги из 77 российских регионов.

Выступая на слушаниях, Иван Лобанов заявил, что основной целью принятия нового закона в министерстве считают повышение качества российского образования, а значит, и его престижности.

«Министерство образования и науки хочет видеть новый закон «Об образовании» понятным и не перегруженным юридическими терминами», ― отметил Лобанов.

Другие участники слушаний сомневались, что новый закон в том виде, в каком он есть, может удовлетворить эти запросы.

«Сегодня мы не обсуждали конкретный законопроект ― его пока что нет, а есть лишь рабочие материалы, ― пояснил «Газете.Ru» председатель думского комитета по образованию Григорий Балыхин. ― Я в своем докладе назвал проблемные моменты и те нормы, которые не совсем воспринимаются образовательной общественностью».

По его словам, много вопросов вызвали изменения, которые предполагается внести в систему профессионального образования.

Например, законопроект не предусматривает «начального профессионального образования». Аспирантура, согласно документу, не является дополнительным профессиональным образованием, а лишь уровнем высшего образования, в то время как докторантура осталась дополнительным образованием.

Кроме того, по мнению председателя комитета по образованию, недостаточно прописана в законопроекте «экономика образования». Не устроила участников дискуссии и ситуация с семейным образованием. «В законопроекте нет этой нормы, а предусматривается лишь образование в дошкольном учебном учреждении. При этом все участники дискуссии однозначно говорили, что надо сохранить семейное образование, ― говорит Балыхин. ― Дошкольное образование является уровнем образования, но проблем очень много: нехватка детских садиков, большие очереди. Поэтому мы предлагаем более четко проработать этот момент». Также вопросы вызвало будущее соцобеспечения студентов: в документе вообще отсутствует такое понятие, как социальная стипендия.

Другие парламентарии были более категоричны.

«На мой взгляд, в этом законопроекте нет ответов на главные вопросы образовательного процесса: чему будут учить, как будут учить, как будут финансироваться образовательные учреждения, будут ли налоговые льготы, будут ли развиваться современные технологии и каким образом», ― заявил после слушаний зампред комитета по образованию Олег Смолин.

При этом он заметил, что обсуждение в Думе «проходило довольно мягко». «В последнее время парламентские слушания все больше напоминают мне съезды КПСС», ― говорит парламентарий.

По словам депутата Елены Драпеко, к законопроекту подготовлено уже более 600 поправок, и, тем не менее, главная общая претензия к документу сводится к тому, что в проекте не обозначены задачи и цели этой образовательной реформы.

Хотя, говорит Драпеко, у широкого формата обсуждения есть плюс: «Законодательные органы субъектов сообщили свою позицию и свое отношение к законопроекту. Причем критика была острая, по существу. Негативный момент ― это ограниченное и недостаточное количество времени для обсуждения, проблема настолько широкая ― от детского сада до послевузовского образования, что надо было объявлять цикл по каждому виду отдельно».

«Сегодняшние результаты и рекомендации лягут на стол профильного ведомства и, возможно, послужат тому, что этот закон вообще не будет приниматься либо все-таки будет приведен в тот вид, который удовлетворит всех, кто его обсуждает: родителей, общественность, чиновников. Сегодня он удовлетворяет только Министерство финансов, которое хочет сэкономить и на образовании», ― считает она.

Григорий Балыхин, впрочем, говорит, что законченный вид законопроект должен принять уже в декабре этого года. «Мы рекомендуем и правительству, и министерству, и Госдуме продолжить обсуждение рабочих материалов и по возможности учесть то, о чем говорили участники», ― сказал он.
Как ожидается, вскоре обсуждение станет еще шире. Ранее президент предложил провести по законопроекту «Об образовании» такие же общественные слушания, которые проводились по проекту «О полиции». На слушаниях замминистра Иван Лобанов сообщил, что вскоре будет создан специальный сайт, на котором граждане смогут оставить свое мнение по этому вопросу, передает ИТАР-ТАСС. «Те из них, которые будут приняты экспертным сообществом, найдут свое отражение в будущем законе», ― заявил он.

Источник: e-educ.ru

загрузка...