Чернобыль стал для нас отправной точкой, после которой были пересмотрены взгляды на безопасность, так же как и в США после Тримайл-Айленда. Такой высокий уровень безопасности на наших атомных станциях появился как раз после чернобыльской аварии.

Ситуацию на «Фукусиме-1» сейчас можно охарактеризовать как тяжелую. Там высокий уровень радиации на площадке, что затрудняет работу персонала.

Если бы на японских АЭС были такие же современные системы активной и пассивной безопасности, как на наших российских станциях, то события развивались бы совсем по-другому. Исходя из известной информации, можно сделать вывод, что у них практически не было пассивных систем безопасности либо они были по минимуму. Это привело к тому, что в отсутствие энергоснабжения и охлаждающей воды нечем было охлаждать зону реактора.

Системы безопасности, которые должны охлаждать активную зону, могут быть активными и пассивными. Первым для работы нужна электроэнергия или иная движущая сила, а вторым практически не требуется внешнее электропитание, и работать они могут за счет давления заранее заготовленного газа в баллонах и т. д. Этих систем на «Фукусиме-1» не оказалось. А ведь они могли бы обеспечить необходимое время для того, чтобы ликвидировать потери и повреждения, которые привели к потере охлаждающей воды.

На наших современных проектах АЭС пассивные системы очень развиты. И белорусам, с которыми подписано межправительственное соглашение на строительство атомной станции по проекту АЭС-2006, бояться нечего. В этом проекте они еще более разветвленные и совершенные, чем, например, в ВВЭР-1000.

Чернобыль стал для нас отправной точкой, после которой были пересмотрены взгляды на безопасность, так же как и в США после Тримайл-Айленда. Такой высокий уровень безопасности на наших атомных станциях появился как раз после чернобыльской аварии. В 90-х годах и в начале 2000-х все действующие блоки мы подвергли очень серьезной модернизации с точки зрения их оснащения дополнительными системами безопасности. Мы создали дополнительные каналы в системе безопасности на всех наших АЭС. Проекты же создавались, по сути, в 60–70-х годах прошлого века и не предполагали ничего подобного. Думаю, свои выводы в вопросах безопасности после аварии сделают и японцы.
Александр Шутиков
Источник: vz.ru

загрузка...