1 мая этого года известному российскому писателю Астафьеву должно было исполниться 95 лет. В историю мировой литературы этот писатель вошел своими знаменитыми «Последним поклоном», «Пастухом и пастушкой», «Царь – рыбой» и «Проклятыми и убитыми». Красной нитью через эти произведения прошли события, очевидцем и участником которых был сам Астафьев. На его веку – репрессии отца, раннее сиротство и добровольный уход на фронт на втором году после нападения фашистов на Советскую Родину, сразу после школы. Войну он видел изнутри, хлебал ее горький кровавый напиток. А спустя много лет он поведал соотечественникам и целому миру настоящую, страшную правду о войне, которая сильно отличалась от той, о которой писалось в учебниках.

Скачать Юбилей Виктора Астафьева

«Прокляты и убиты»

В одном из своих писем за 1987 год Астафьев писал о том, что война «выиграна» бездарно, врага завалили трупами и утопили в крови русских воинов. О том, что истинную цифру погибших страшно называть. Если назвать эту цифру, то необходимо надеть не парадный костюм, а схиму, становиться посреди России на колени и вымаливать прощения у народа за пренебрежительное отношение к его жизни. Это не просто умозаключение автора, это вывод человека, прошедшего войну. Только пребывая в гуще событий, понимаешь ценность человеческой жизни в сравнении с величием государства. Смысл сказанного перекликается со словами Достоевского о том, что гармония мира не стоит слезы замученного ребенка. Кроме Астафьева, о бесчеловечности войны оставили воспоминания также Быков, Васильев, Окуджава.

Свой последний роман с говорящим названием «Прокляты и убиты» Астафьев не завершил, но и те две книги, которые вышли, неизмеримо выше тонн пропагандисткой макулатуры, которая публиковалась, да и публикуется о войне, ее генералах и великих стратегических победах, за которыми не видны лица победителей. Автор делает попытку рассмотреть события через призму христианства, используя в качестве эпиграфа слова из Нового Завета, послания апостола Павла галатам: «Если вы друг друга съедаете и угрызаете, смотрите, чтобы вы не были истреблены друг другом. В своем «Плацдарме он цитирует Евангелие от Матфея, отрывок из 5 главы: «Вы слышали, что сказано: «Не убивай. Я же говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду».

Таким образом Астафьев представляет войну как наказание за преступление над народом, совершенное Россией в 1917 году. Эти события дали толчок отношению к человеку как средству достижения призрачных целей. В начале романа автор показывают унижения, которые ждут солдат по прибытии в стрелковый полк: битье до полусмерти, ужасные условия быта, демонстративные расстрелы. Еще до первого боя эти мальчики столкнулись в неравной войне с начальством, которое ведет себя с людьми как с пушечным мясом.

Описанное в романе насколько реалистично и ужасно, что до сих пор никто не взялся за экранизацию этого произведения. Правда, В. Рыжаков поставил спектакль по роману в МХТ им.Чехова. спектакль столкнулся с морем критики. Аллегорическим образом режиссер показал, как большие фигуры состоят из мелких, ничтожность которых в сталинской нечеловеческой системе очевидна. Судьбы и жизни «осколочков» системы приводят в ужас: умирающие от физических издевательств, мочащиеся под себя от унижений и побоев, бегущие в деревню увидеть мать, отмотавшие срок за подозрение в предательстве. Все эти никому не нужные люди сливаются в одно лицо войны, стонущее и обезображенное. А преподносимое как лицо победителя, в котором осколков не разглядеть.

Смотреть и слушать правду страшно. Но ведь это было… на сегодня «Прокляты и убиты» — лучший реалистичный спектакль о буднях войны. Он поставлен не к дате, а создан из натурального материала: крик, кровь, боль, слезы, состояние на грани – реалистичное и настоящее.

Незадолго до этого спектакля по роману Астафьева группой выпускников Олега Кудряшова в Театре Наций был поставлен спектакль «Снегири». Братья Снегиревы переживают голод, на их глазах свои расстреливают своих, — вот мир, в который погружается человек на войне.

«Царь Рыба»

В другом произведении В.Астафьев обращается к теме варварства человека по отношению к природе. Человек – не хомосапиенс, как сам себя называет, а хам, разбойник, дикарь, живущий одним днем, истребляющий и грабящий природу, а значит и себя. Уверен, что природа возродится, выживет, а это исчадие под названием человек, выродок и худшее творение вселенной сойдет на нет. В своем произведении «Разговор со старым ружьем» автор выразил боль за состояние окружающего мира, природы и человека в ней. Особенно близки ему были проблемы малой родины – села в Красноярском крае и сибирской тайги. Главный герой цикла произведений «Царь – Рыба» Игнатьич живет мечтой поймать могучего осетра: в основном не из-за наживы, а для доказательства собственной силы и превосходства. Неравность сил и смертельное противостояние подталкивает героя к осознанию неправедности своей жизни, заставляет задуматься о ее истинном смысле, о котором он раньше не задумывался. Еще один желающий заполучить царь – рыбу Гога Герцев в своем легкомысленном отношении к природе встречается с гибелью.

История противостояния бесшабашности человека и величия природы превращается в астафьевском исполнении в философскую повесть о том, что цель не всегда оправдывает средства, а нравственность всегда возвышается над безнравственностью. «Царь – рыба» остается одним из величайших произведений русской литературы второй половины прошлого века. Это несмотря на изрядно потрудившуюся над сборником цензуру.

Вскоре после опубликования новелл, в конце 70х годов на экранах зрителю была представлена экранизаця одного из рассказов Астафьева «Сон об белых горах». Фильм «Таежная повесть» преподносит сложность отношений природы и цивилизации через призму непростых отношений между мужчиной и женщиной. Охотник Аким и капризная москвичка Эля долго не могут понять друг друга из-за разности жизненных укладов столицы и таежной глуши. Все же экстремальная ситуация, в которую автор помещает героев, примиряет и объединяет двух разных людей, разглядевших друг в друге прежде всего человека.

Похоронен Астафьев в родном селе Овсянка. Там же открыт дом – музей и памятник писателю. Величественность правдивого слова Астафьева отразила скульптура, установленная на одной из трасс областного центра: огромный осетр разрывает сети. Слово писателя не боится сетей, оно правдиво и актуально.

загрузка...