Роль страха

Страх дает рост тиражей и рейтингов телепередач, — вот почему все самое пугающее, драматичное и пугающее размещается на первой полосе. Причем продолжение и окончание истории остается неясным.

Скачать Часто информация из телепередач и прессы пугает нас и вводит в заблуждение. Почему политикам и СМИ так выгодно задействовать страхи людей?

Желание слышать и рассказывать печальные истории естественно для человека, — об этом пишет старший продюсер Radio News. Часто журналисты используют передергивание цифр и фактов, личные печальные истории людей, предпочитая их колонкам и таблицам со статистическими данными.

Например, представляя информацию о заболеваемости раком груди, чаще используют истории молодых женщин. Впрочем, в этом заболевании одним из факторов риска является возраст. Но рассказ о молодой женщине, столкнувшейся с данной проблемой и поборовшей (или не поборовшей) ее, задевает гораздо сильнее, чем подобная история о старенькой бабушке.

Все же погоня за рейтингами и аудиторией не является единственной причиной преувеличений и сгущения красок. Журналисты – тоже люди, и, как все люди, предпочитают истории живых людей статистике. И то, как они чувствуют это, подталкивает их к опубликованию истории.

 

Воспринимая информацию, помните, что многое объясняется инстинктом рассказчика, живостью образов, конфликтов, новизной – всем тем, что является основой хорошей истории.

Источник информации

В связи с предпочтением плохих новостей журналисты обычно умалчивают о позитивном, выдвигая негативное на передний план. Например, в одной британской газете была напечатана статья с мрачным содержанием. Статья преподносила отчет ООН о состоянии окружающей среды. Мрачность тону придавали документальные доказательства об ухудшении экологического состояния среды. При этом в отчете, в самом его начале, упоминалось о том, что существует некоторый прогресс в решении самых насущных экологических проблем. Газета же умалчивает о прогрессе.

То же самое можно отметить и в газете Toronto Star, сообщающей, что продолжительность жизни мужчин – канадцев достигла отметки 80 лет. Эта информация преподносится одной фразой, а в дальнейшем журналист выражает беспокойство о влиянии роста численности пожилых людей на стабильность системы здравоохранения.

Чем объясняется склонность к плохим новостям для журналистов? Тем, что хорошие новости нелегко передавать в личной истории. Такие заголовки не будут привлекать, потому что и сами читатели склонны к сенсации, острому сюжету, трагическому или печальному событию. Никого не привлечет, скажем, заголовок « Очередной полный счастья и радости день, прожитый сантехником Ивановым». Совсем другое дело «Сантехник Иванов дошел до отчаяния и совершил страшное преступление».

Журналистика – процесс двусторонний

Влияние медиакультуры на общество не так велико, как кажется. Вряд ли можно сказать, что они привносят что-то новое в общество. Они просто констатируют факты и передают эмоции и потребности общества, в котором живут. Ведь они – такие же люди, как и мы и пользуются той же информацией, что и мы. Только в их работу входит обработать и мастерски преподнести ее. Согласно одному источнику, журналисты уделяют слишком большое внимание теме причин смерти, среди которых в последнее время лидирует рак. Эта болезнь звучит пугающе и окружена ореолом таинственности и страха. Журналисты живут также под этим ореолом и всего лишь передают свои чувства, которые их окружают повсюду. Они лишь отражают отношение общества к различным, в том числе устрашающим, проблемам. Хотя, с другой стороны, столь повышенное внимание СМИ к определенной проблеме, скажем, проблеме рака, может повлечь за собой усиление серьезности проблемы, делая из нее проблему более глубокого масштаба, чем это есть на самом деле.

Круговорот страха
Если сделать выводы, становится ясно, что средства информации отражают тот страх, который возник в обществе вокруг той или иной проблемы. В результате страх нагнетается, что снова используется СМИ. Вследствие этого в обществе может возникнуть массовая истерия, названная в социологии «моральной паникой».

Истории – не документальные данные

Истории являются недостаточным инструментом для понимания мира. И это является серьезной проблемой для людей. Но истории, в отличие от сухой статистики, способны вызвать у читателя живой эмоциональный отклик – а это и есть задача журналиста.

Поэтому люди склонны к паническим настроениям и не учитывают крайне малую долю вероятности, что рассказанное в печальной истории вряд ли когда-либо случится с ними.

загрузка...