Сейчас никто уже не сомневается в серьёзности аварии на АЭС Фукусима-1. Многие признают, что она приближается к Чернобылю по последствиям.

МАГАТЭ признало, что на всех трёх аварийных энергоблоках АЭС «Фукусима-1» в Японии имеется повреждение активной зоны реакторов. Официально также признано, что в результате нескольких взрывов и пожаров был повреждён контейнер второго реактора. В первом и третьем реакторе «Фукусимы-1» было зафиксировано частичное расплавление топлива, тогда как во втором предполагалось его полное расплавление. Радиация на станции настолько сильна, что исключает работу персонала на территории станции. Сейчас все попытки как-то стабилизировать ситуацию сводятся к заливанию реакторов морской водой с вертолётов. Причём этим занимаются силы самообороны Японии, а не компания собственник станции — Tokyo Electric Power (TEPCO). Эффективность таких мер весьма сомнительна и более напоминает имитацию деятельности, чем реальные шаги по ликвидации аварии. Вертолёты из-за радиации просто не могут прицельно сбрасывать воду — они проходят над реактором на значительной высоте и скорости.

Но самое ужасное, что и вариантов эффективных действий в такой ситуации не просматривается. Необходимо как-то охладить и герметизировать активные зоны разрушенных реакторов, но из-за сильной радиации подойти к ним не возможно. В результате ядерное топливо продолжает нагреваться, а тепловые взрывы, как результат этого, приводят к выбросам радиоактивных продуктов распада в атмосферу. Пока это не привело к сильному радиоактивному заражению, но это процесс с накоплением. Заткнуть источник радиации просто необходимо. Но как?

В Чернобыле этот вопрос решали самоотверженные ликвидаторы. Перед этим вертолёты засыпали открытую активную зону реактора с горящим графитом мешками с глиной и свинцом. При этом на высоте сто десять метров над реактором радиометр показывал пятьсот рентген, смертельную дозу. Как вспоминали сами вертолётчики:

«Зависли над щелью, образованной полуразвёрнутой шайбой верхней биологической защиты и шахтой. Щель метров пять шириной. Надо попасть. Биозащита раскалена до цвета диска солнца. Открыли дверь. Пахнуло жаром. Специфический запах. Мощный восходящий поток радиоактивного газа. Все без респираторов. Вертолёт не защищён свинцом. Защищаться догадались позже, когда сбросили сотни тонн груза. Эх, специалисты!.. Высовывая головы в открытую дверь, целились в ядерное жерло. Помогая друг другу, сбросили вниз два первых мешка. Удачно. Удача, что взрыв реактора разворотил крышу и тем обеспечил возможность «мешкометания». »

С 27 апреля по 10 мая 1986 г. на объект было сброшено около 5000 т различных материалов: соединений бора, доломита, песка, глины, свинца. Большая часть этой работы была проделана с 28 апреля по 2 мая. В результате этого шахта реактора оказалась под сыпучей массой, и уже к 6 мая выброс радиоактивных веществ из неё практически прекратился. Использовали свинец по рекомендации члена-корреспондента АН СССР В. А. Сидоренко. Он тяжелее двуокиси урана и, таким образом, может «растащить» активную зону, образовать под ней подушку. Так и произошло. Расправленный свинец растащил ядерное топливо и снизил активность реакции. После этого началось строительство саркофага, который окончательно запечатал разрушенный реактор.

Именно их и пытаются залить морской водой с вертолётов. Смысла в этой деятельности нет никакой. Даже если на реакторы и попадает вода, она мгновенно испаряется. Как ни странно, но ситуация хуже чем в Чернобыле — активные зоны реакторов закрыты, но оболочки разгерметизированы и выдувают наружу радиоактивный газ, который разносит радиацию по окружающей местности. Уровень радиации медленно и упорно растёт, а заткнуть эти дыры нет никакой возможности. И оптимальное решение тут может быть весьма необычным. В сети встретилась такая идея:

В случае, если охлаждение реакторов закончится безрезультатно и все топливо расплавится, точнее, произойдёт процесс спекания с оплавлением — то вариант теплового взрыва неизбежен. Проблема в том, что это будет не синхронный взрыв всех двенадцати источников (шесть реакторов и шесть бассейнов для отработанного топлива), а последовательность взрывов. Осколки и радиоактивные элементы сборок разбросает, безусловно, не очень далеко, но уровень радиации не позволит контролировать распространение этих частей. В Чернобыле рядом не было моря — любое следующее цунами разнесёт заразу на тысячи квадратных километров вдоль побережья. Думаю, что опыт Чернобыля здесь будет совершенно непригоден, и потребуется абсолютно нетривиальное решение. Боюсь предположить — но в случае худшего сценария наименьшим злом будет небольшой по мощности термоядерный воздушный взрыв над всем комплексом Фукусима-1. Он испарит часть радиоактивных материалов, остальную часть вплавит в стекловидную массу, не позволяя распространять заразу дальше. Японцам придётся строить комплекс морских сооружений, защищающих от будущих цунами. И закрывать 50-100 километровую зону. Это, конечно, слишком нетривиально — но боюсь, японцы должны будут найти очень нестандартное решение.

Я присоединяюсь к мнению автора. Он прав в главном:

«Термоядерный удар сам по себе по сравнению с ядерным, конечно, значительно более «чистый» — он не создаёт делящихся осколков деления за исключением тех, которые возникают при первичной детонации — «зажигании» термоядерной реакции. У него основная опасность — наведённая радиация. Если здания Фукушимы не из кобальта, золота или цинка, то в общем и целом уровень наведённой радиации не должен быть выше, чем та, которая образуется от разбросанного ядерного топлива из реакторов. А сформированное стекловидное тело будет надёжно предохранять от расползания всей радиоактивной грязи. Сверху его нужно будет укатать песком, доломитом, борными и свинцовыми примесями. В общем — это вопрос расчётов и политического решения. Оябуны из ТЕРСО такое решение принимать не могут.»

Проблема только в сильной ударной волне, которая снесёт всё на десятки километров. Впрочем, цунами и так всё снесло в округе. Так что дополнительный ущерб может оказаться и не так велик. Если правильно рассчитать мощность взрыва, то такое решение может оказаться в итоге дешевле и эффективнее длительных мучений с радиоактивным гейзером, которым сейчас является АЭС. Конечно, представить, что на такое могут решиться власти Японии, очень сложно. Даже если учёные и военные представят им все расчёты. Политика далека от нормальной логики. То, что верно в научном смысле в политической плоскости будет чревато полным провалом. Так что продолжим наблюдать за радиоактивным гейзером.
Максон
Источник: oko-planet.su

загрузка...