Почему студенты покупают дипломы?
Гуманитарные новости 17 Янв 2011Наберите в любом поисковике «Купить диплом» – и вам выпадет множество предложений различных фирм, которые предлагают приобрести дипломы государственного образца. Начиная от аттестата средней школы и заканчивая «корочками» доктора наук.
Предлагаются дипломы любых вузов, любые специальности, любой год выпуска – начиная от советских времен и заканчивая сегодняшним днем. Предложения на любой вкус и потребности. Достаточно оставить сообщение или позвонить по указанному номеру – и через несколько дней вожделенный диплом уже будет в кармане.
Возникает логичный вопрос: кому нужна подобная профанация? В конце концов, диплом – это лишь кусочек картона, не более того. Но это только одна сторона вопроса. Этот «кусочек картона» является символом высшего образования. А вот чтобы получить высшее образование – нужно попотеть.
Еще не в столь давние бурные 90-е годы прошлого столетия дипломы забрасывались в дальние ящики за ненадобностью. Волна начавшейся капитализации смыла многих дипломированных специалистов с мест, и вместо того, чтобы заниматься профильной деятельностью, им пришлось переквалифицироваться. Большинство ушло в коммерцию. Многие – успешно. Некоторые – очень успешно. Кто-то стал преуспевающим владельцем собственного бизнеса, начиная с продаж бытовых прборов, таких как кофемолки.
Кто-то – высокооплачиваемым или средним служащим коммерческой структуры. Дипломы мирно пылились в ящиках.
Бизнесом занялись не только дипломированные специалисты. В 90-е годы торговала вся страна. Буквально за считанные месяцы производственная держава превратилась в огромный вещевой рынок. Торговали те, у кого были дипломы о высшем образовании, торговали и те, кто никогда не мог поступить в вуз. И успешными бизнесменами становились как те, так и другие.
Теперь коммерческое половодье уже вошло в определенные границы. Стало более цивилизованным. И первое, что изменилось – предложения о найме. Если открыть объявления о приеме на работу, то окажется, что большинство работодателей желают иметь сотрудников исключительно с высшим образованием. Причем, зачастую даже не имеет особого значения, какая именно вакансия закрывается. Равно требуются как бухгалтеры с высшим образованием в крупную коммерческую компанию, так и «девочки на телефоне» в маленькую фирмочку – тоже с высшим образованием.
Множество людей, не обзаведшихся в свое время вожделенными «корочками», оказались аутсайдерами. Они начали проигрывать в крысиной гонке – у них не было высшего образования. Но воспринимается это несколько иначе – с точки зрения пострадавшей стороны. Думается не о том, что проблема в отсутствии высшего образования, а – в отсутствии диплома о высшем образовании!
Маленький лингвистический выверт, но как он изменяет всю суть проблемы! Не образование, а диплом. Не явление, а его символ…
Самое интересное, что ценность получения высшего образования в вузе вовсе не в тех знаниях, которыми набиваются студенческие головы. Фокус – в их систематизации. Как сказал один очень умный преподаватель: «Пять лет в вузе учат пользоваться справочной литературой».
И это – истинная правда. Потому что в принципе – каждый человек, обладающий толикой здравого смысла, интеллекта и определенных способностей, вполне в состоянии самостоятельно прочесть учебник и освоить какую-либо дисциплину. Программа вуза рассчитана на то, что составляется перечень дисциплин, необходимых для овладения определенной профессией. Проводятся не только теоретические, но и практические занятия (иногда – довольно убогие, но все же дающие определенное представление, да и просто потрогать прибор руками, в случае технического вуза, – уже огромный шаг вперед). И – главное! – упорно учат определять направление для поиска новых знаний, самостоятельно составлять программы обучения и список необходимых дисциплин.
Конечно, такое обучение ведется не в лоб, но именно это и есть – основа основ высшего образования. Недаром такое простое на первый взгляд дело, как обучение пользоваться справочниками, занимает минимум пять лет.
Это – само явление высшего образования. А символ – вот те самые институтские «корочки», которых так не хватает многим и многим. И, считая, что они обладают знаниями, полностью соответствующими выбранной специальности, люди покупают дипломы. Фактически – поддельные документы. И используют их для трудоустройства (обладатели дипломов могут рассчитывать на более перспективные местечки), для продвижения по карьерной лестнице и т.д. Даже для получения работы за рубежом.
В принципе, многие из таких покупателей дипломов действительно обладают знаниями для выполнения той или иной работы. На их стороне еще и достаточно большой опыт практической деятельности. Но… систематизация, умение пользоваться справочниками – вот чего они лишены.
Разумеется, задать очевидный вопрос либо «бумажной» книге, либо поисковику Интернета может каждый. Дело в другом – гарантия правильности формулировки вопроса. И вот тут выигрывают те, кто имеет настоящее высшее образование, а не просто купленный диплом (пусть даже и с большим опытом работы и т.д.).
Кстати сказать, вышеописанная категория «жаждущих корочек» – это далеко не все потенциальные покупатели дипломов. В объятия «документальных мошенников» попадают люди, имеющие самое настоящее высшее образование, но утратившие дипломы по какой-либо причине и не имеющие возможности их восстановления. К примеру, те, которые получали диплом в советские времена, закончив вуз в одной из братских республик. Им дешевле оказывается заплатить за «копию» диплома, изготовленную «умельцами», чем проходить долгую и многотрудную процедуру настоящего восстановления.
Еще одна категория покупателей – это бизнесмены, подпадающие под законодательные ограничения видов деятельности при отсутствии профильного образования. Этим страдальцам, не имеющим времени на получение профильной «корочки», просто приходится обращаться за подделкой. Чтобы иметь возможность дальнейшей работы.
Есть и совершенно безобидные покупатели поддельных дипломов. Это люди, которые по каким-либо причинам не смогли поступить или закончить вуз. Но очень хотят, чтобы родители ими гордились. И не имеют сил сказать родителям, что с высшим образованием получился позорный провал. Кстати сказать, обычно эта категория покупателей – стремящиеся утешить родителей – довольно успешные в жизни люди, которым совершенно не мешает отсутствие высшего образования. Но родители – святое, и приобретаются поддельные «корочки», чтобы показать их маме и папе: «Читайте, гордитесь, я – выпускник…».
Читая сладкие обещания распространителей фальшивых дипломов, просто приходишь в ужас. Они обещают все блага мира только за «корочку». Они называют высшее образование – галочкой в анкете. И остается надеяться на одно: на популяризацию высшего образования. На донесение, наконец, до всех – какие реальные преимущества дает высшее образование (а не его символ – диплом!), чем отличается специалист с высшим образованием от просто знающего специалиста, без высшего образования.
Но все это требует не только бодрых рассказов об отечественных институтах, но – модернизации и модификации самой системы образования. Надежда еще есть…