Ректор Высшей школы экономики и ректор Санкт-Петербургского государственного университета довольны своими абитуриентами образца 2009 года и считают, что это заслуга ЕГЭ.

Об этом Ярослав Кузьминов (ГУ ВШЭ) и Николай Кропачев (СПбГУ) говорили во время пресс-конференции в РИА-Новости. По их словам, вузам, наконец, удалось вернуть себе регионального студента. При этом ректор ГУ ВШЭ оговорился, что соотношение москвичей и иногородних в вузе не изменилось, за то из регионов больше стало «коммерческих» студентов.

По словам Ярослава Кузьминова, теперь нет никаких «ректорских» списков абитуриентов – всё теперь честно, прозрачно и никакой коррупции. Новая система, сказал он, позволила вузу набрать по-настоящему сильных студентов. При этом он отметил, что у ЕГЭ всё же есть недостаток – экзамен в регионах не стал федеральным, а значит, возможны злоупотребления. Для их устранения он предложил на экзамены приглашать представителей силовых служб, а также, как указано в специально подготовленных для пресс-конференции тезисах, «привлечь к контролю за «чистотой» ЕГЭ общественные организации и политические партии». Но и это не всё. Для борьбы с региональными злоупотреблениями Ярослав Кузьминов предложил сравнивать оценки, полученные школьниками на ЕГЭ, со средними их школьными оценками, и в случае их существенного расхождения (например, троечник пишет отличную работу на ЕГЭ) результат ЕГЭ не признавать, а «участник ЕГЭ будет обязан пересдать экзамен в центральной комиссии и в зачет будет идти его последняя оценка».

Одновременно он призвал расширять списки «олимпиадников», хотя признал, что уже в этом году в ГУ ВШЭ на 1100 мест заявления подали 1150 победителей олимпиад (правда, из них осталось 750). На долю поступавших по ЕГЭ (со средним баллом 82) было выделено лишь по 25 мест.

Для большей объективности руководитель ГУ ВШЭ предложил в следующем году олимпиады проводить силами не отдельных вузов, а их небольших объединений. «Таких групп может быть несколько», – указано в тезисах для пресс-конференции – «Например, олимпиады по математике могут проводить «московская», «питерская», «сибирская» и «урало-поволжская» группы вузов».

Дальше – больше: «Вузы должны получить право зачислять не по всем олимпиадам «своего» профиля, а выбирать из них».

Ярослав Кузьминов поздравил Московский государственный университет с тем, что к ним тоже пришли абитуриенты с высоким средним баллом ЕГЭ. (Представителей МГУ на пресс-конференции не было). И подчеркнул, что «значительная доля принятых на инженерные м педагогические специальности – это троечники». И вопросил: «Нужны ли нам такие инженеры и такие педагоги?». Далее ректор ГУ ВШЭ обратил внимание, что теперь, с переходом на новую систему приёма в вузы становится ясным, какие вузы и специальности нам нужны, а какие нет. Во всём до сих пор с соглашавшийся с ним ректор СПбГУ Николай Кропачев неуверенно возразил, что регионы всё же, наверное, нельзя лишить педагогических и инженерных кадров.

Куда гнули ректоры двух ведущих вузов страны, стало ясно из последовавшего выступления Николая Кропачева: «Сегодня вуз со студентами со средним баллом ЕГЭ 80-85 и вуз со студентами с 40-45 баллами имеют единое финансирование. Это надо менять, надо чтобы учитывалось, кто куда поступил». Более чётко эта мысль сформулирована всё в тех же тезисах для пресс-конференции: «Необходимо вводить нормативно-подушевое финансирование в зависимости от среднего балла ЕГЭ: от 60 до 74 баллов – 100 тыс. руб. в год, 75 и выше (плюс победители и призеры олимпиад) – 200 тысяч руб. в год….». Правда, Ярослав Кузьминов всё же вспомнил, что расходы на обучение инженера, медика или студента-естественника (химика, физика, биолога, геолога и т.д.) требует больших затрат, нежели экономиста-юриста, и предложенных им для «отличников» 200 тысяч рублей в год на покрытие затрат не хватит. Видимо, независимо от таланта и степени подготовки, будущие инженеры, врачи и другие «тяжелые» (по классификации ректора ГУВШЭ) специалисты должны учиться за свой счет. В отличие от юристов-экономистов. Ведь их так не хватает стране.

Источник: www.nkj.ru

загрузка...