Для морской державы в России ничтожно мало морских музеев. На это обстоятельство обратили внимание эксперты-музейщики на пресс-конференции, которая состоялась на борту легендарного ледокола-музея «Красин».

Пресс-конференция на борту «Красина» стала частью международной конференции «Проблемы изучения и сохранения морского наследия России», которая прошла в октябре Санкт-Петербурге с участием более двухсот ученых и музейщиков из одиннадцати стран.

Ученые привели неутешительную статистику: во всей России не насчитать и 20 крупных морских музеев (для сравнения, в США их более 200). В стране практически не строятся действующие копии исторических судов – их менее одного процента; для такого строительства нет ни законодательной базы, ни финансовых ресурсов.

Порядка 200 из 350 отечественных маяков и навигационных знаков на морских побережьях представляют исключительную историческую и культурную ценность в силу своих уникальных инженерных решений. Однако Росохранкультура не спешит узаконить их исторический статус: только тринадцать из двухсот маяков защищены решениями соответствующих госорганов. Между тем во всем мире работают госпрограммы по сохранению морских маяков как культурно-исторических обьектов; множество маяков открыты для посетителей и используются как выставочные площадки.

Выступая на конференции, директор музея Мирового океана в Калининграде, председатель правления Ассоциации «Морское наследие России» Светлана Сивкова назвала морское наследие России визитной карточкой страны как морской державы и показателем отношения государства к своей геополитической роли. Сивкова напомнила, что первым и долгие годы единственным судном музеем в нашей стране оставался крейсер «Аврора». Затем научно-исследовательское судно «Витязь», завершив тридцатилетнюю «научную карьеру», положило начало музею Мирового океана в Калиниграде. Академическое судно в качестве музейного раритета было передано на баланс Минкультуры РСФСР, его ремонт взял на себя минсудпром, проводка и стоянка решались в морфлоте, набережную для экспозиции выделила администрация Калининграда. Здесь, к калининградском музее, представлены все флота на плаву: научно-исследовательский, космический, военно-морской, ледокольных и рыболовный. У причала ошвартованы самый большой на планете корабль науки, первая в стране подлодка, единственное в мире судно космической связи, ледокол-музей и рыболовное судно. Филиалом этого музея сегодня стал и патриарх российского флота ледокол «Красин», стоящий на вечном приколе в Санкт-Петербурге.

Среди других тем, поднятых на конференции, — использование аппаратов для глубоководного погружения «Мир». По словам еще одного известного калиниградца, ученого-океанолога Анатолия Сагалевича (руководитель погружений на «Мирах»), готовится кругосветная экспедиция на борту одного из кораблей науки под иностранным флагом, с использованием этих глубоководных аппаратов. Проект, рассказал Сагалевич, предусматривает семьдесят погружений «Миров» в различных акваториях Мирового океана. За более чем 20-летнюю вахту «Миров» в различных точках Мирового океана российские специалисты разработали инновационные технологии: «Миры» участвовали в съемках американского фильма «Титаник», в работе комиссий по изучению причин гибели атомных подлодок «Комсомолец» и «Курск». Два аппарата типа «Мир», построенные в Финляндии по заказу СССР, 23 года несут глубоководную вахту. При разумном и технически обоснованном обслуживании «Миры» могут прослужить еще полвека, считает Анатолий Сагалевич.

Конференцию «Морское наследие России» в Санкт-Петербурге организовали и провели морская коллегия при правительстве РФ, минкультуры РФ, морской совет при правительстве Санкт-Петербурга, Русское географическое общество, фонд «Морское образование», фонд поддержки Российского флота, Ассоциация «Морское наследие России», Центральный военно-морской музей и музей Мирового океана.

Источник: www.nkj.ru

загрузка...