Кибервойна — это возможная война ближайшего будущего, бескровная, но в то же время смертельная. В своем роде переворот в искусстве ведения войн.

Человечество дошло до такой степени развития, что и обычный ноутбук становится в руках профессионалов настоящим оружием. В современном мире от компьютеров зависит многое: давление в нефтепроводах, функционирование энергосистемы, движение воздушных судов, работа больниц и экстренных служб. Данные системы функционируют с использованием программного обеспечения и соответственно уязвимы для вредоносных программ — вирусов, которые могут привести к феноменальным последствиям с нанесением экономического и физического ущерба сопоставимого с воздействием обычных вооружений.

Пока такие войны не носят масштабного характера, но уже сейчас можно заметить локальные очаги их проявления. Одним из самых значимых эпизодов последнего времени многие эксперты признали операцию против строящейся АЭС в Бушере. По мнению специалистов, реактор мог быть поврежден в результате атаки компьютерного вируса Stuxnet, который нанес серьезный ущерб системе управления АЭС и компьютерной сети станции. Россия и ряд стран Персидского залива, опасаясь повторения Чернобыльской катастрофы, давят на Тегеран с целью добиться разрешения на проведение инспекции реактора атомной электростанции. В частности на этом настаивает представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, который выступает за проведение совместной инспекции Россия-НАТО с целью определения реального состояния атомного объекта.

Вирус, поразивший строящийся ядерный объект несколько месяцев назад попал на станцию извне. Компьютерная система управления на АЭС в Бушере не была подключена к интернету, но это не помогло. Вирус принес на станцию кто-то из сотрудников или иностранных рабочих и запустил в сеть, в результате ядерная программа Ирана оказалась парализована. Многие склоняются к версии о том, что вирус Stuxnet мог быть написан секретными кибернетическими подразделениями Израиля или США, которых очень беспокоит реализация ядерной программы в этой ближневосточной стране.

Вторым наиболее значимым актом кибервойны ближайшего времени стала публикация огромного количества секретных материалов на сайте Wikileaks. В данном случае жертвой хакеров стали сами Соединенные Штаты. Достоянием миллионов людей по всему миру стали сначала секретные документы, касающиеся войн, которые ведут США в Афганистане и Ираке, а затем и публикация переписки американских дипломатов. Публикация данных материалов не только поставила под угрозу жизнь многих людей, сотрудничающих со спецслужбами и правительством США, но и нанесла существенный ущерб американской дипломатии и имиджу страны в целом.

То, как легко множество секретных документов оказались в руках заинтересованных в этом лиц, позволяет сделать выводы о том, что США уязвимы для атак подобного рода, и не в состоянии обеспечить должный уровень защиты для передачи подобного рода данных.

Подтверждением этого стала и учебная симуляция кибервойны, которую в начале 2010 года провела некоммерческая организация Bipartisan Policy Center. Целью операции было выявление того, что стало бы с США, если бы против страны была применена массированная хакерская атака. Эксперимент под названием «Шоковая киберволна» наглядно показал, что страна имеющего огромный арсенал ядерных и обычных вооружений оказалась абсолютно не готова к кибервойне. В случае массированной хакерской атаки инфраструктура беспроводной мобильной и проводной телефонной связи, а также система электроснабжения оказываются крайне уязвимы и могут в одночасье выйти из строя, что приведет к нарушению нормальной работы экономики всей страны.

Симуляция кибервойны проводилась с использованием 230 компьютеров участников эксперимента. Все участники были работниками оборонных ведомства, частных компаний, работающих в области обеспечения безопасности, агентств по безопасности и общественных объединений.Участникам эксперимента с легкостью удалось нарушить работу энергосистемы и телефонной сети страны. В ходе атаки вредоносное мобильное ПО начинало рассылать вирусные программы на другие телефоны, которые также активно заражали друг друга. В результате стали выпадать целые кластеры, которые не выдерживали нагрузки на сеть. Моделирование кибервойны показало, что грамотная атака способна оставить 40 млн. жителей США, проживающих на востоке страны без электричества всего через полчаса после ее начала. Еще через час 60 млн. абонентов сотовой связи с удивлением обнаружат, что их мобильные телефоны превратились в обычные пластмассовые брелки. А еще через пару часов паралич доберется и до центра финансового мира — Wall Street.

Схема проводимых кибератак, по мнению Bipartisan Policy Center, заключается в том, что нападение происходит не напрямую из-за рубежа, а опосредственно. Сначала в стране, подвергнувшейся нападению, инфицируются компьютеры обычных пользователей — законопослушных граждан, а уже после этого с этих компьютеров атакуются нужные сервера, к примеру, того же Пентагона.
Выступая после проведенного эксперимента, секретарь США по вопросам национальной безопасности Майкл Чертофф признал, что страна совершенно не защищена от подобных угроз современного мира и, что государство предпримет в ближайшее время все меры, для укрепления собственной безопасности. Чиновник подчеркнул, что за последнее время число атак из-за рубежа постоянно растет, во многом за счет Китая и стран мусульманского мира, которые обижены внешней политикой Штатов.

В реальности кибератака может представлять существенную угрозу только при массированном коллективном воздействии на отдельные критические точки системы, которая была заранее выбрана в качестве жертвы. Подобные угрозы крайне редко могут исходить лишь от одной антиобщественной личности. Наибольшую опасность и масштаб настоящей кибервойны они примут лишь в том случае, если будут осуществляться отдельными корпорациями или правительствами стран, которые способны привлечь значительные технические и людские ресурсы для нанесения направленных киберударов. Но даже при этом, значительным фактором в данной ситуации остается — человеческий, что и подтвердил случай в Иране. В конечном счете, как бы уникальна и прогрессивна не была написанная вредоносная программа открыть или закрыть ей доступ в систему способен зачастую только человек.

Кибервойны постепенно занимают все больше военных умов по всему миру. Глава австралийского оборонного ведомства — адмирал Крис Барри призвал политиков и солдат относится к кибервойне так же серьезно, как и к ракетной угрозе. Кибервойна — это достаточно дешевый и эффективный способ выведения из строя гражданских и оборонных объектов. Ирония в данном случае состоит в том, что наиболее передовые в техническом плане страны являются наиболее уязвимыми для кибервторжения. В настоящее время Правительства, коммунальные службы, частные компании и многие другие организации переносят свою управленческую деятельность в интернет или публичные сети передачи данных. А там, где есть возможность выхода в интернет, всегда существует и возможность нежелательного проникновения извне.
Юферев Сергей
Источник: topwar.ru

загрузка...