Какова основа достижения «всеохватывающего господства» США
Наука и техника 05 Окт 2011Американские военные эксперты отмечают, что основой достижения всеохватывающего господства в ближайшие десятилетия должны стать информационное и технологическое превосходство. Развитие «революции в военном деле» привела к тому, что в середине 90-х годов прошлого века была предпринята попытка интегрировать достижения в передовых отраслях науки и техники в военную науку, а также определить основное направление трансформации вооруженных сил США в следующем столетии.
Попытка определить такое направление была предпринята в документе Комитета начальников штабов «Единая перспектива – 2010» (Joint Vision 2010), который является концептуальной основой ведения совместных операций и боевых действий будущего и отражает взгляды стратегов Пентагона на проблемы ведения операций в эпоху становления информационного общества. Он определяет направления перспективного развития видов Вооруженных сил в условиях глобализации всего мира, делая упор на обеспечении их эффективного взаимодействия.
В соответствии с документом «Единая перспектива – 2010», основной составляющей кардинального повышения боевых возможностей вооруженных сил является достижение информационного и технологического превосходства, которое преобразит современные понятия о маневре, ударе, защите и тыловом обеспечении и приведет к появлению новых оперативных концепций господствующего маневра, высокоточного сражения, целенаправленного тылового обеспечения и всеобъемлющей защиты. Реализация этих концепций, по мнению экспертов, даст возможность проводить решительные операции в любых условиях обстановки, то есть достичь качества, которое в документе «Единая перспектива – 2010» определяется как «всеохватывающее господство».
Если главная задача в реализации информационного превосходства США в общем ставится, как достижение в качестве национальной цели информационного доминирования по отношению к любой враждебной национальной или транснациональной общности то, в свою очередь, Министерство обороны США, нацеливаясь на создание мощной информационной системы для театра военных действий, полагает, что она сможет обеспечивать военных информацией такого уровня и качеств, которые не были доступны ранее.
Планируемые на уровень 2010 г. характеристики информационной системы для театра военных действий дадут потребителям возможность получить намного более качественную его визуализацию (как по времени, так и в пространстве) и обеспечить концентрацию усилий рассредоточенных подразделений на решаемых задачах. Интегрированная из коммуникационных сетей и сетей датчиков, программного обеспечения и организационных структур, информационная система предоставит:
надежную и качественную связь для подразделений;
оперативную информацию о ходе операции;
точные и своевременные разведывательные данные о местоположении и действиях противника;
каталог баз данных, относящихся к зоне операции и способностям противника, а также доступ к этим базам;
точное положение дружественных сил и их боевой статус (в реальном времени);
способность проведения операций на всем театре военных действий, выполняемых непрерывно с рассредоточенных мест проецирования силы;
обработку в реальном времени информации, дающей общую картину ситуации, складывающейся на театре военных действий;
встроенные способности самозащиты (с многоуровневой защитой доступа), позволяющие распределять информацию среди организаций, союзников, неправительственных организаций.
Информационные системы театра военных действий — это совокупность подсистем для сбора, обработки анализа, архивирования и распределения информации, которые, собственно, и призваны обеспечить достижение информационного превосходства над противником. При сосредоточении на имеющемся или потенциальном противнике информационные системы, собирающие данные, охватывают открытые источники, традиционную разведку, системы наблюдения и обнаружения. Собранные данные становятся информацией после их обработки и приведения к виду, удобному для пользования. Для удовлетворения специфических запросов потребителя такая информация может трансформироваться в разведывательную — в случае применения к ней целенаправленного анализа, интерпретации, сличения с относящейся к запросам другой информацией и общим информационным фоном.
В эпоху становления информационного общества во многом изменился и характер выполнения своих задач разведкой. Теперь, в качестве основной задачи, возложенной на разведывательные службы, кроме задачи опережающего оповещения высшего руководства страны о возможной агрессии, возложена и задача в достижении информационного превосходства над противником. В качестве развития средств ведения компьютерной разведки в последнее время упоминается виртуальная архитектура объединенной разведывательной информации (Joint Intelligence Virtual Architecture, JIVA). Она позволяет перераспределить технические и программные ресурсы и формировать «виртуальную разведывательную рабочую среду», – особое подпространство в пространстве информационном. В нем осуществляется скоординированный просмотр, согласование, утверждение и распределение конечной разведывательной продукции.
Технологическое опережение в области информатизации США принимают как одну из главных предпосылок реализации своего информационного преимущества. В то же время военные аналитики США констатируют, что современные информационные технологии доступны любому, кто имеет финансовые возможности получить их. Постоянно увеличивающиеся распространение и доступность информации создают для потенциального противника (при растущей зависимости США от информации и информационных систем) предпосылки достижения временного или локализованного паритета в боевом пространстве или асимметричного преимущества. Быстрое внедрение перспективных технологий делает возможным неожиданное появление асимметричных угрожающих способностей у широкого круга потенциальных противников. Ожидается, что уровень интенсивности информационных операций, проводимых противником и в мирное время, повысится с эскалацией кризисной ситуации.
Планируется, что к 2010 г. вооруженные силы получат в распоряжение интегрированную архитектуру принятия решений, базирующуюся на искусственном интеллекте, нанотехнологиях, эффективном синтезе информации, многофункциональных процессорах со способностью поддерживать принятие решений в реальном времени, технологиях сжатия данных для повышения скорости обработки. При этом использование командованием информационных систем с подключением установок искусственного интеллекта, как операционных умножителей эффективности боевых действий, окажет влияние на доктрину, организацию и обучение вооруженных сил. В частности, моделирующие установки позволят в интегрированном и интерактивном режиме прогнозировать варианты действий, менять их тактику, принимать решения и действовать.
Приобретая эффективные наступательные (как правило, превентивные) и оборонительные информационные способности, США, естественно, стремятся не только защищать свои системы от «кибернетических атак», но и быстро находить их источник и давать адекватный «ответ» на любом уровне действий, вплоть до его физического уничтожения.
Сергей Гриняев
Источник: csef.ru