Дислексия и художественная одаренность: связь есть
Гуманитарные новости 24 Янв 2011Дислексики — люди, испытывающие выраженные трудности при чтении и письме, — отличаются особо точным восприятием трехмерного пространства. К такому выводу пришли психологи из университета Миддлсекса (Великобритания).
Дислексия связана с пониженной функциональной активностью определенной области мозга, отвечающей за распознавание и воспроизведение написанного текста (задняя часть левой средней височной извилины). На бытовом уровне уже давно подмечалось, что неспособность правильно читать и писать часто сочетается с яркими способностями в других областях: например в спорте, в изобразительном искусстве или в математике.
Чтобы проверить, есть ли такая связь на самом деле, английские психологи провели эксперименты с участием 41 добровольца, в том числе дислексиков. Они выполняли тесты, позволяющие оценить точность их визуального и пространственного восприятия: проходили трехмерный лабиринт, делали задания, требующие запоминать и точно воспроизводить визуальные образы. Дислексики оказались достоверно компетентнее в трехмерном и визуальном пространстве, чем контрольная группа обычных людей, причем интересно, что с некоторыми заданиями – требовавшими, например, вспомнить мелкие детали изображения или воспроизвести многоцветный рисунок, лучше всех справились мужчины-дислексики; в то время, как женщины-дислексики справлялись с ними на уровне обычных людей.
Доктор Никола Брунсвик (Nicola Brunswick), руководитель исследования, говорит: «Помимо прочего, дислексики решают стоящие перед ними задачи, прежде всего, обдумывая их, а не проговаривая. Это развивает как раз те свойства, которые необходимы для успеха в художественных, творческих профессиях».
Ученые не спешат делать вывод о наличии причинно-следственной связи между дислексией и высокой пространственной и визуальной компетентностью, но допускают, что пространственное восприятие может развиваться как компенсация дефицита вербальных навыков.
Среди наиболее известных дислексиков Пикассо, Томас Эдисон, Майкл Фарадей и, конечно, Леонардо да Винчи, который, помимо дислексии, проявлял признаки гиперкативности и дефицита внимания и вообще писал справа налево и в зеркальном отражении одинаково хорошо обеими руками (такой «зеркальный» почерк получил в психологии название «почерк Леонардо»).
По статистике, дислексией в той или иной степени страдает каждый двенадцатый ребенок, поэтому во многих странах таких детей выявляют и адаптируют к требованиям учебной программы.